За что соотечественников повторно выдворяют из России

Старовер из Бразилии Михаил Реутов попал в западню, когда судьба зависит от места запятой в выражении "Выдворить нельзя оставить". Всему виной просроченная виза.

Реутов поехал в тайгу в монастырь и застрял из-за непогоды. Затем сам пришел в полицию за разрешением на выезд, объяснил причину опоздания и попросил не ставить запрет на возвращение в Россию, где он хочет жить. Ему в 7-м отделении полиции Красноярска пообещали помочь, но сказали, что надо пройти процедуру суда. Реутов согласился, за пять минут до суда подписав, не читая, протоколы. На суде выяснилось, что его якобы задержали на улице, будто у него никого нет в России, а сам он судим и отказывается выехать из страны. Что означает принудительное выдворение, к чему его и приговорил суд.

Впервые "РГ"-Неделя рассказала о злоключениях наших соотечественников 26 сентября.

Но в результате служебной проверки ГУ МВД России территориального отделения ГУ МВД России по Красноярскому краю, которая продолжается, Реутова оправдали, дали временное убежище (ВУ). А закон запрещает выдворение тех, кому дано ВУ. Чтобы остановить выдворение, приставы обратились в суд с заявлением о приостановке выдворения. Однако "сюрприз": заявление рассматривал... тот же судья, который вынес решение о выдворении Реутова. И судья опять принял решение - выдворить!

Что стало причиной такого решения? У меня единственное объяснение - личная неприязнь. Месть. Причина в том, что Реутов в открытом письме, распространенном в интернете, рассказал, что решение суда о его выдворении было принято на основании фальсифицированного протокола. И судья знал, что протокол фальшивый (есть свидетель), знал, что у подсудимого нет судимости, знал, что он не уклонялся от выезда, но зацепился за оплошность: Реутов подписал протокол, не читая. То есть судья поступил стандартно, а его ославили...

Дело в том, что такого рода протоколы полиции пишутся часто по трафарету, куда подставляется ФИО. И нарушители уже не имеют смягчающих обстоятельств, социальных связей, выявлены в день суда, вне закона находятся в стране и уклоняются от выезда. Таких решений тьма. Та же Валентина Севастьянова, гражданка Узбекистана, в Твери оказалась на грани выдворения. Ее спасли волонтеры РПЦ. А Илью Бурлакова, гражданина Латвии, суд в Обнинске Калужской области приговорил к выдворению за то, что он на неделю просрочил визу женитьбы на гражданке России. Хотя Бурлаков, как и Реутов, просил миграционную полицию о выезде без выдворения, чтобы вернуться.

Севастьянова в итоге получила ВУ и подала заявление на получение разрешения на временное проживание (РВП). Бурлаков женился, апелляционный суд отменил решение о его выдворении. Лишь Реутов поплатился за обнародование порядка, когда суд прав даже, когда нарушает закон. Приговаривая Реутова к повторному выдворению, судья вышел за пределы своей компетенции дважды. Сначала нарушил процедуру принятия судебных решений, противореча постановлению пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 2003 года N 23, где указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. К тому же судья вынес вердикт по решению о временном убежище, принятом госорганом, ГУ МВД России по Красноярскому краю. Кстати, без участия в суде его представителя.

И Михаила Реутова оставили в "мягкой тюрьме" - в Центре временного содержания иностранных граждан. Но Реутов не сдался. 23 октября 2023 года он выиграл апелляцию! Суд опять иначе поставил запятую "Выдворить нельзя, оставить". Но захочет ли теперь он остаться?