Традиционная в подобных случаях статистика такова: девять спектаклей из семи городов, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Владимира, Гомеля и Бреста и три нижегородских коллектива.
Театр интеллектуальный (московский "Обломов"). Театр этнографический (белорусская "Олеся"). Театр кукольный ("Детство" Горького в исполнении нижегородцев "Мабу"). Созвездие авторов: тут и Гончаров, и Шекспир, неожиданно срифмовавшиеся Куприн и Крупин, Бугаков и Булгаков. Это совпадение даже было обыграно во вступительной интермедии, где родившийся на наших глазах Алексей Максимович собрал вокруг себя символическое сообщество писателей и театральных деятелей. Ровно так, как это происходило и при его жизни.
В этом году Горьковскому фестивалю исполнилось 65 лет. Его любят и ждут. Театральный праздник подобного масштаба - редкая, один раз в два года, возможность для нижегородских театралов и профессионального сообщества оценить современные тренды, реализованные на сцене, открыть новые имена режиссеров, художников, хореографов. И, главное, услышать, как сегодня откликаются классические тексты, о чем сигналят, какие струны теребят.
Как это произошло в спектакле "Мещане. Попытка прочтения" (постановка С. Голомазова в Московском драматическом театре имени Гоголя), где тема отцов и детей трансформировалась в любовь-истязание, изощренное и беспощадное.
Как это сделали создатели "Обломова" (автор инсценировки и режиссер А. Бубень, Ярославский академический театр драмы имени Федора Волкова), где погруженный в свои переживания герой пытался спрятаться от депрессии "в домике", и в его жалобах доктору зрители узнавали себя.
Как блистательно и заразительно разыграли чеховскую "Душечку" (инсценировка Бугакова, режиссер А. Мамкаева) актеры "Балтийского дома" из Санкт-Петербурга. Душечка, "идеальная женщина XIX века", от мужа к мужу окутывающая своего мужчину душевностью и любовью.
Нина Шалимова, театральный критик, профессор РАТИ-ГИТИСа, председатель жюри Горьковского фестиваля:
- То, что происходит в современном театре, чем он живет и дышит, связано с искусством актера. Либо актер органичен, по-актерски умен, импровизационен, либо он пользуется наработанными приемами, штампами, техникой, проверенной многократно на зрителе. Конечно, это связано и с режиссером, который верит в актера и ставит спектакль так, что тот играет о важном для зрителя. Программа Горьковского фестиваля проверяется нами, членами жюри, прежде всего на это - может ли актер играть о значительном и важном для современного человека. Поэтому на фестивале выделяются и "Мещане" Голомазова, и "Душечка", спектакль "Балтийского дома" - он произвел изумительное впечатление целостностью и грацией, с которой актеры это воплощают. Очень свежее и благотворное впечатление оставил спектакль "Мольер" Нижегородского театрального училища. Студенты училища для нас еще дети, они каких-то сущностных для Булгакова вещей, может, и не доигрывают, но волей постановщика спектакля Леонида Чигина находятся на правильном пути. Они, конечно, доиграют то, что поймали в этом своем первом дипломном спектакле. Это внушает надежду на то, что у русского театра есть будущее.