25.10.2023 10:20
    Поделиться

    Омский "Социальный патруль" помогает вернуть бездомных к нормальной жизни

    В Омске подводят итоги трех лет работы программы "Социальный патруль". Проект, направленный на социализацию граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, признан эффективным. Более половины бродяг, попавших в поле зрения патруля, обрели крышу над головой. В октябре этот опыт омичи представили в Москве на Всероссийской конференции по проблемам бездомности.
    Если раньше соцработники ждали, пока к ним обратится бездомный, то теперь сами разыскивают бродяг
    Если раньше соцработники ждали, пока к ним обратится бездомный, то теперь сами разыскивают бродяг / Светлана Сибина/ РГ

    Служба "Социальный патруль" была создана в Омской области в 2021 году.

    Вначале - на территории Омска, а через год к программе подключили сельские районы.

    Создатели проекта не стали изобретать велосипед. К тому времени в регионе уже была налажена система межведомственного взаимодействия. Но поскольку социальную помощь бездомным омичам оказывали по заявительному принципу, то работа пробуксовывала. Соцработники ждали, когда к ним обратится очередной бродяга, а бездомные понятия не имели о существовании такой возможности.

    Сейчас все организовано совсем по-другому.

    - Теперь мы не ждем у моря погоды, а сами ищем бездомных. Для этого активно используем соцсети, создаем там группы. В регионе действуют 38 комплексных центров, и столько же профильных групп ведут в сетях ежедневный мониторинг. Активный поиск себя оправдывает. Вместо прежних десятков каждый год мы выявляем более трех тысяч граждан без определенного места жительства, которым требуется поддержка, - сообщила разработчик программы, завотделением Центра социальной адаптации Татьяна Силина.

    Как ни странно, воспользоваться предлагаемой помощью стремятся далеко не все. За годы бродяжничества люди привыкают жить на улице. Ночуют в подъездах, в заброшенных домах и гаражах, на теплотрассах. Снимая теплоизоляцию с труб, мастерят хижины.

    - И на улице жить можно, - заявляет бездомный Евгений. - В большом городе всегда найдется подходящий уголок, компания и люди, готовые пожертвовать пятьдесят рублей. Опять же акции с раздачей продуктов, горячих обедов, теплых вещей. При надобности - медицинская помощь. И полная свобода.

    Граждане, живущие в подворотне, далеко не ангелы. На основе систематического анализа специалисты "Социального патруля" нарисовали среднестатистический портрет омского бродяги.

    - Это мужчина 40-45 лет, уроженец Омской области. Имеет судимость, условный или реальный срок, административные нарушения. Зависим от алкоголя. Когда-то имел семью, но связи с родственниками утратил. Ушел из дома не просто так. Как правило, всем успел насолить. И, если бродяжничает давно, возвращаться в семью к нормальной жизни не собирается, - отмечает куратор "Социального патруля", советник профильного отдела регионального минтруда Оксана Рычкова. - Но мы первым делом узнаем, есть ли у него жена, дети, братья, сестры, живы ли родители. Стараемся разыскать родственников, привлечь к решению проблемы - помочь с деньгами, просто поговорить по телефону.

    Домой возвращаются не более трех процентов бродяг. Как правило, это происходит, когда уличный стаж не превышает полугода. И касается по большей части жителей сел, где иной менталитет, чем в городе. В деревне все друг друга знают и "перед соседями неудобно".

    Всех бездомных специалисты делят на две группы - трудоспособные и нет. Вторая группа очень обширна. Нередко ее представители попадают под влияние криминальных группировок, попрошайничают. Многим калекам требуется экстренная помощь, но нередко и от нее отказываются.

    - По закону, социальную помощь навязывать нельзя. Если человек не идет на контакт - это его решение, - говорит Оксана Рычкова. - Тем не менее соцработники таких людей не упускают из поля зрения, то и дело напоминают о себе и могут вовремя предотвратить опасность, вызвать скорую. Такой ненавязчивый патронаж приносит свои плоды. Человек привыкает к присмотру, возникает доверие. А потом и мысли: а может, действительно, стоит согласиться на переезд в социальный центр и начать новую жизнь?

    В конце лета после долгих скитаний на контакт с соцработниками пошел 42-летний колясочник Игорь. Оперативно на место прибыла бригада в составе представителей нескольких ведомств, в том числе медиков и полицейских. Это необходимо, чтобы определить бездомного человека в приют быстро и без всяких проволочек. Сейчас инвалид уже полностью устроен и проживает в пансионате Большеуковского района. Вот только нет никакой гарантии, что его не потянет на улицу. Перезимует - и снова в бега. К сожалению, такое происходит довольно часто.

    Задача службы - как можно скорее забрать бродягу с улицы. И сразу включить отработанный алгоритм - отвезти в социальный центр, накормить, провести санобработку, медицинский осмотр, начать поиск и оформление документов. Когда бездомный постоянно занят, он быстрее отвыкает от "призрачной свободы улиц" и берется за ум, отмечают специалисты.

    Пенсионеры и инвалиды пребывают в центрах круглосуточно. Граждан без документов определяют в Центр социальной адаптации. В среднем на восстановление паспорта и трудоустройство уходит два месяца. Когда человек становится финансово самостоятельным, ему помогают снять жилье, и он покидает приют. Работают бывшие бездомные дворниками, санитарами, коммунальными рабочими. Многие трудятся в соцучреждениях, которых в регионе немало.

    Контакт

    Сообщить информацию о месте нахождения бездомных омичей можно по круглосуточному телефону: (3812) 37-34-86.

    Поделиться