До введения санкций Калининград успешно выполнял роль логистического хаба нового "Шелкового пути", по которому грузы из Китая доставлялись транзитом через Россию в Европу. Сейчас маршрут практически не работает из-за действующих ограничений.
Пока основная часть страны успешно переориентировала экономику на азиатские регионы, у Калининградской области с этим возникли серьезные проблемы. Свою роль сыграла оторванность региона от "большой" России и большая удаленность от Поднебесной. Экспортировать товары и поставлять свою продукцию напрямую в КНР стало нерентабельно. Севморпуть также казался чем-то далеким. Все же прямого выхода в акваторию Арктической зоны из Балтийского моря нет. Однако новый маршрут изменил привычные представления о калининградской логистике.
Путь из Шанхая до Балтийска занял у китайского контейнеровоза почти полтора месяца: судно вышло из Поднебесной 23 августа и прибыло в Калининградскую область 6 октября. По пути оно сделало лишь одну остановку в порту Архангельска. Конечной точкой маршрута стал Санкт-Петербург, куда судно отправилось после разгрузки в Балтийске. Навигация проходила по акватории Арктической зоны вплоть до Норвежского и Северного морей, откуда через проливы Скагеррак и Каттегат контейнеровоз вышел в Балтийское море.
- Это первое судно, которое пришло к нам из Китая через Северный морской путь. Транспортные компании региона уже планируют сделать новый логистический маршрут регулярным. Получается дешевле и быстрее, чем прошлые маршруты через Суэцкий канал, - рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Возможности таких перевозок уже высоко оценили металлурги Калининградской области, по которым особенно болезненно ударили транзитное эмбарго и изменившаяся логистика. Ранее они уже "обкатали" новую маршрутную схему, по которой необходимое сырье из Китая доставляли в регион смешанным способом - сначала на паромах, а затем железной дорогой. Теперь появилась возможность прямых перевозок.
- Пока сложно сказать, насколько успешным окажется этот эксперимент в долгосрочной перспективе. Однако даже при таком большом транспортном плече доставлять ту же рулонную сталь из Поднебесной для нас оказалось выгоднее, чем заказывать ее в других регионах России, - прокомментировал вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов.
К слову, китайский контейнеровоз начал осваивать водные просторы Северного морского пути еще в начале июля этого года. Судно перевозило преимущественно продукцию лесоперерабатывающих компаний Северо-Западного федерального округа. Грузы доставили в китайские порты Циндао и Тяньцзинь, а конечным пунктом назначения стал Шанхай. Тогда новый маршрут обошел Калининградскую область стороной.
Аналитики рынка утверждают, что тренд на китайские морские перевозки в будущем будет только набирать популярность. До марта 2022 года многие компании из Поднебесной вовсе не планировали создавать специальные морские сервисы для захода в российские порты. Особенно это касалось Калининградской области, которая находится на другом конце континента. Однако текущие экономические условия заставили китайские фирмы изменить свое мнение.
- Такие компании создавались специально под российский рынок. До марта 2022 года их попросту не существовало. Сейчас мы видим, как китайские перевозчики организуют все больше еженедельных сервисов по доставке грузов из портов Китая и Санкт-Петербурга в обоих направлениях. Такие прямые рейсы позволяют судовладельцам значительно сократить свои расходы, - подчеркнул генеральный директор логистической компании из Санкт-Петербурга Алексей Гагаринов.
Для самого западного региона страны это новые возможности экспорта и импорта. Особенно это касается контейнерных грузоперевозок, с которыми возникли трудности. После введения санкций с российского рынка ушли европейские компании и прекратились международные контейнерные перевозки. Оставшиеся европейские фирмы доставляют морские контейнеры только до портов Санкт-Петербурга.
Все это влечет за собой дополнительные затраты на их доставку из порта Усть-Луга Ленинградской области в Калининград. В правительстве региона эту проблему уже решают. Так, например, инвестор уже закупил специальный кран для морского рыбного порта, который позволит разгружать контейнеры прямо на месте. Прямой заход судов из Китая только подстегнет морские ворота эксклава к дальнейшему развитию.
По состоянию на сентябрь 2023 года между Калининградской и Ленинградской областями курсируют больше 20 паромов и сухогрузов. Работают они на четырех постоянных линиях: Усть-Луга - Балтийск, Бронка - Калининград, Санкт-Петербург - Балтийск и Санкт-Петербург - Калининград. Теперь к ним добавился и международный торговый морской маршрут Северного морского пути.
Всего на маршрут Санкт-Петербург, Калининград - порты Китая планируют поставить четыре судна, каждое из которых вмещает грузы объемом 1,6-3,5 тысячи TEU (TEU - двадцатифутовый эквивалент). Отдельный контейнеровоз вместимостью 1,6 TEU будет курсировать между Поднебесной и Архангельском.