25.10.2023 11:33
    Поделиться

    За использование летних шин зимой начнут наказывать

    Традиционное сезонное переобувание автомобилей, время для которого, судя по петербургской погоде, уже наступило, теперь стало не только правом, но и обязанностью автомобилистов. Как зимой, так и летом.

    Многолетние споры вокруг целесообразности введения ограничений на использование летних шин зимой, а шипованных зимних шин - летом, в 2023 году завершились в пользу официального введения запрета на такое использование. Этот запрет будет подкреплен пусть небольшим, но все-таки штрафом за его нарушение. Причем штраф можно будет выписывать нерадивому водителю неограниченное число раз, пока нарушение не будет устранено.

    Содержание

    1. Постановление правительства от 27.05.2023 № 837: нововведения
    2. Штрафы за использование шин не по сезону
    3. Уменьшится ли после введения штрафов количество ДТП: мнение экспертов
    4. Шипы или липучки: что выбрать на зиму

    Постановление правительства от 27.05.2023 № 837: нововведения

    С 1 сентября 2023 года вступило в силу постановление правительства РФ от 27.05.2023 № 837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".

    Согласно этому нормативному акту, в перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, добавлены следующие признаки:

    1. "На транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август).
    2. На транспортном средстве категорий M1 и N1 (легковые автомобили и легкие грузовики массой не более 3,5 тонны соответственно. - Прим. ред.) не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).
    3. Зимние шины, шины с шипами противоскольжения (в случае их применения) установлены не на все колеса транспортного средства".

    Штрафы за использование шин не по сезону

    При наличии любого из указанных признаков нарушители подлежат штрафу в размере 500 рублей, согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. При оплате в течение 20 дней с момента наложения штрафа действует скидка в размере 50 процентов. Если оштрафованный водитель на следующий день вновь попадется инспекторам ГИБДД, он снова будет наказан.

    Таким образом, у водителей легкового и легкого коммерческого транспорта остается чуть более месяца, до 1 декабря 2023 года, на переобувание всех колес в зимние шины. Погодные условия Санкт-Петербурга и Ленобласти диктуют необходимость этого уже сейчас: по мнению экспертов, использование летних покрышек становится опасным, когда среднесуточная температура воздуха опускается ниже +5...+7 градусов.

    Повлияет ли введение санкций на безопасность дорожного движения: мнение экспертов

    Повлияет ли введение санкций за использование шин не по сезону на безопасность дорожного движения? Глава автоклуба "А24" Денис Шубин поддерживает нововведение, однако размер штрафа, по его мнению, слишком мал для того, чтобы оказать заметное влияние на дорожную обстановку.

    "Любой дамоклов меч стимулирует исполнение закона. Вопрос в том, будут ли инспекторы ГИБДД обращать на это внимание. Если не будут, то все останется как есть", - сказал Шубин корреспонденту "РГ". По его словам, если шипованные колеса летом наносят вред лишь дорожному покрытию, то летние шины зимой непосредственно угрожают жизни, здоровью и имуществу всех участников движения, а не только тех, кто решил "сэкономить" на зимней резине.

    Но сумма в 500 рублей, грозящая уличенным нарушителям (да и то лишь тем, кто не успеет заплатить штраф со скидкой), столь незначительна, что вряд ли изменит поведение водителей. "Даже инспекторы не будут на это обращать внимания. Штраф должен быть в десять раз больше", - уверен автоэксперт.

    Сумма штрафа в 500 рублей, грозящая уличенным нарушителям, вряд ли изменит поведение водителей

    Член Общественной палаты РФ, защитник прав автомобилистов Александр Холодов считает введение штрафа за такие нарушения избыточной мерой. "У нас большая, протяженная страна, и в некоторых регионах вообще нет смысла переходить с одних шин на другие", - говорит он. В качестве противоположных примеров Холодов привел Крым, где вполне можно обойтись без зимних шин, и регионы Крайнего Севера, где теплый период столь короток, что делает практически ненужными летние шины.

    По мнению правозащитника, условно можно было бы установить для разных субъектов РФ разное время перехода с одних шин на другие. Но тогда возникла бы странная ситуация, когда автомобилист, перемещающийся между регионами в разных широтах, должен везти с собой зимние или летние шины или покупать их в дороге, чтобы переобуться при смене климатического пояса. Так или иначе, ПДД и КоАП надо исполнять, и первый год применения новой нормы выявит ее сильные и слабые стороны, резюмировал Холодов.

    Шипы или липучки: что выбрать на зиму

    Стоит напомнить, что зимние шины, то есть предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также знаками "М+S", "M&S" или "M S". К зимним шинам относятся как шипованные шины, так и шины без шипов, со специальным протектором, получившие известность как "липучки".

    В вечном водительском споре о том, какие шины предпочтительнее зимой - шипованные или без шипов, Александр Холодов предложил исходить из конкретных дорожных условий, в которых предстоит ездить.

    "Такого понятия, как "липучки", на самом деле не существует - это был маркетинговый ход для того, чтобы люди начали покупать зимнюю резину без шипов. Ее покупали неохотно, поэтому продавцы придумали, что она якобы "липнет" к дорожному покрытию", - объясняет Холодов. Однако эти хитрости маркетинга ничуть не умаляют реальных достоинств нешипованной зимней резины, подчеркивает он.

    "Шип нужен для старта на льду, чтобы сделать первое движение при трогании автомобиля. Но, как правило, дороги в городе чистят до асфальта, трогаться на них не проблема. А у шипованного колеса есть и негативный фактор - в момент торможения оно скользит по дороге чуть дольше, чем колесо без шипа. Поэтому в городских условиях лучше пользоваться зимними шинами без шипов. На загородных трассах лед можно встретить чаще, и там лучше использовать шипованные шины. Каждый может сделать выбор для себя", - сказал Холодов.

    А вот Денис Шубин уверен в том, что шипы нужны и в городе, если учесть климатические особенности Санкт-Петербурга, такие как повышенная влажность. "Если вы ездите зимой, не выезжая на КАД и набережные, перемещаясь лишь внутри городских районов, еще можно обойтись нешипованной резиной. Как только вы оказываетесь на КАД, ЗСД или на набережной, никакая нешипованная резина вас не спасет. Даже при переменных температурах там всегда идет образование льда. Казалось бы, температура +3, а в этих местах лед. И машину могут остановить только шипы, а все сказки про "липучку" равнозначны ее названию. Это просто фрикционные шины без шипов, и на льду они ничего не держат", - отметил Шубин.

    Поделиться