Уже четыре года кооперативы имеют возможность обращаться за поддержкой в центр компетенций в сфере сельхозкооперации на базе областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП). За это время 31 из них получил гранты и субсидии по программам "Агростартап" и "Семейная ферма", в том числе в 2022 году поддержку оказали двум организациям на 6,9 миллиона рублей, в 2023-м - одной на 6,4 миллиона. "РГ" решила узнать, на что именно пошли деньги.
В деревне Нижний Катарач под Талицей все соседи с нетерпением ждут новостей о коровьем новоселье - 200 буренок из дойного стада должны до первого снега переехать в современный животноводческий комплекс. Для людей это значит, что появятся новые рабочие места, а с увеличением поголовья и надоев - еще и зарплаты.
Помимо механизированной кормораздачи, глава КФХ и председатель местного сельхозкооператива Сергей Пыжьянов заботливо предусмотрел вместо деревянных полов животноводческие маты. Они имеют хорошие теплоизоляционные свойства, не пропускают влагу, а также не позволят животным поскользнуться и уберегут от развития мастита. За три года в сельхозкооператив объединились больше десяти талицких фермеров, которые специализируются на крупном рогатом скоте, суммарно они держат 700 голов. Общими усилиями удалось решить и вопрос заготовки и переработки кормов: с февраля запустили собственную производственную линию. Пыжьянов признается, что мечтал о такой давно, но мечта так бы и осталась таковой, если бы не упорство всех пайщиков - выиграли грант на 4,5 миллиона рублей, еще три миллиона фермеры выделили из личных средств. По их предварительным расчетам, линия окупится за пять лет.
- Когда возникла проблема с хорошими кормами, я смекнул, что этим озадачены еще четыре КФХ на ближайших территориях, к примеру, фермеры Пышминского и Байкаловского районов. Организовав кооператив, мы объединили усилия на производстве гранулированных комбикормов, запустили свой мини-цех. Сегодня делаем 12 тонн в сутки или 200 в месяц, - описал стратегию Сергей Пыжьянов.
Меню у талицких голштинок особенное: программируется на отечественной установке, где семь компонентов смешиваются до однородной массы. В двух бункерах объемом по две тонны в течение 20 минут сырье перемешивается, затем обрабатывается термически и гранулируется. На конвейер поступают пшеница, ячмень, овес, льняной жмых и витамины. По словам фермеров, 90 процентов этого выращено на полях кооператива.
Сергей Пыжьянов считает: развитие сельхозкооперации дает отдаленным территориям шанс на развитие. Еще 14 лет назад на заброшенной территории, которая сейчас принадлежит аграрию, не было даже освещения, на пустыре красовался только борщевик и старый корпус. Большая часть работоспособного населения уезжала покорять Екатеринбург или Тюмень. А теперь хотя бы часть останется в деревне.
- Это моя малая родина, если бы я после аграрного университета не вернулся сюда, это было бы предательство, ведь здесь родились и работали мои родители. Мать была зоотехником, отец руководил сельхозпредприятием до 90-х годов, 14 лет назад мы начинали с 60 коров и четырех телят, а сегодня у меня стадо из 105 голов, трудоустроено 33 человека, у многих дети приходят на нашу ферму, значит, жизнь продолжается, - резюмировал фермер.
В деревне Вахова под Талицей почти каждый знает в лицо братьев Никиту и Ивана Шаровых. Для жителей трех соседних населенных пунктов их семейная ферма - единственный работодатель. Шаровы - продолжатели династии в третьем поколении. Оба их деда были председателями колхозов, спустя время отец продолжил этот путь, возглавив сельскохозяйственный потребительский кооператив.
- Он в прошлом военный, рано вышел на пенсию. Чтобы не сидеть без дела, устроился охранником на молочный завод, за это время у него появилось представление, как надо вести дела. Помню, как отец установил на базу "Москвича" бочку из-под кваса и стал ездить по деревням, закупать молоко в личных подсобных хозяйствах, - вспоминает истоки семейного бизнеса старший сын Иван.
С 2008 года кооператив стал прирастать мощностями: с помощью одного гранта приобрели современный кормораздатчик, с помощью другого - сельскохозяйственную технику. Когда в 2014 году подключился к делам еще и младший брат Никита, выкупили и начали восстанавливать старый коровник. За счет гранта "Семейная ферма" заменили крышу, оборудовали кормовые столы, установили автоматическую поилку, молокопровод и танк-охладитель на 4000 литров, в стойла постелили животноводческие маты. Теперь на 1200 квадратных метрах вольготно себя чувствуют 160 буренок.
Помимо близких родственников Шаровых, в объединение вошли 17 пайщиков. Все они столкнулись с проблемой убоя животных и переработки мяса: в ближайшей округе нет ни специализированного завода, ни цеха. Частники возят коров в Байкалово. По самым скромным подсчетам, к транспортным расходам нужно суммировать еще 3-3,5 тысячи рублей на забой одного животного, плюс деньги на оформление ветеринарных документов.
- Мы решили: пришло время что-то менять. Сейчас, чтобы попасть со своим мясом на рынок, нужно, чтобы оно вышло с сертифицированной бойни. Будем именно такую строить для своих нужд. Она сможет принимать пять коров в смену. Предварительная стоимость проекта - шесть миллионов рублей. Многое зависит от размеров холодильников под охлаждение и полную заморозку, но уже понятно: во многом модульная линия облегчит нашу работу. Поэтому мы заявились на грант и успешно прошли конкурсный отбор, - рассказал Иван Шаров.
На фоне этих позитивных перемен кооперативы все еще остаются в заложниках у переработчиков молока. Так, объединение Шаровых сдал в 2022 году 470 тонн молока, но о рекордном доходе заикаться не приходится. По словам Ивана, сумма недополученного составляет около 300 миллионов рублей в месяц.
- Переработчики говорят, что на них сильно давят торговые сети, якобы нет такого сбыта, который был раньше. Сети, в свою очередь, уверяют, что сбыт не изменился, просто они пытаются удержать цену, чтобы не остаться без покупателя. Кроме того, растет стоимость дизтоплива: если в начале года оно стоило 48,8 рубля за литр, то сейчас заправляемся по 62,35. Тогда как цена за литр молока первого сорта составляет 27 рублей, высшего сорта - 27,5, максимальное падение до 25 рублей случилось в марте. Кто-то из личных подсобных хозяйств уже пробует реализовывать творог, лишь бы не уйти в убыток, - пояснил фермер.
Братья пробовали в свое время выйти на рынок Тюмени, от их деревни туда гораздо ближе, чем до Екатеринбурга. Но двухлетний опыт показал: для хороших доходов нужен больший объем продукции, к тому же долго молоко не хранится, у магазинов всего сутки, чтобы его продать.