Но кураторам выставки удалось осуществить свой замысел - не столько очертить биографию поэта, сколько высветить внутренние взаимосвязи его жизни и творчества - не вторгаясь в основную экспозицию музея. Ведь фонды Государственного музея истории русской литературы имени Даля, частью которого является Музей Серебряного века, как известно, неисчерпаемы.
"Тянется шея - беззвучная, черная Яуза..." - это из первого сборника "Шедевры", а рядом со снимком той самой заросшей ивняком речушки, возле которой поэт провел юность, - тонкая графика Сомова. Но зачем здесь деревянные счеты со стола Валерия Яковлевича? Отец поэта был купцом, а сам Брюсов все просчитывал, включая символизм: в 1894-м, еще студентом, он выпустил три сборника "Русские символисты", подписав сочиненные им стихи разными псевдонимами, создав иллюзию, будто в России процветает новое, полное авторов литературное течение.
Все прозаическое в жизни Брюсов обращал в поэтическое. В 1900-х поэт выстраивал "московский" символизм: он тут и в ажурных эскизах Сомова, Бакста и "русского Бердслея" Николая Феофилактова к обложкам журнала "Весы", возглавляемого тогда Брюсовым (типографские клише журнала из дерева и металла прилагаются), и в книгах издательства "Скорпион", ведомого Брюсовым и объединившего русский символизм в одно движение.
Черновики сонетов "Роковой ряд" в честь "Мани", "Тали", "Лели" - их имена "расшифрованы" фотокарточками Елены Масловой, Нины Дарузес, Веры Комиссаржевской и других женщин Брюсова.
Единственная супруга Брюсова, бывшая гувернантка его сестер Иоанна Рундт, названа в "венке" Эдой и представлена аппликацией, сделанной рукой мужа. Брюсов верно выбрал жену: Рундт до конца жизни помогала ему в литературной работе и вела его архив.
В пыл поэтический музей переводит пыл патриотический, с которым Брюсов встретил Первую мировую войну - вот тиражные открытки с брюсовскими стихотворениями "Польше" ("Орел одноплеменный! Верь слову русского народа!") и "Последний путь" с автографами поэта. Военкор "Русских ведомостей" Валерий Брюсов писал и из тылов, и с передовой, видел и победы, и поражения, испытал все прелести военной цензуры и вернулся с войны таким, как на восстановленном для выставки снимке 1915 года - изможденное лицо, потухший взгляд...
А роману "Огненный ангел", мистификации из средневековой жизни, посвятили отдельный зал. Историю о том, как два рыцаря - Валерий Брюсов и Андрей Белый - сражались за сердце Нины Петровской, поэт преобразил в трагические приключения колдуньи Ренаты. Мефистофель, Фауст, полеты на шабаш, дуэли на мечах, сожительство с нечистой силой - всю эту досконально выписанную Брюсовым средневековую романтику музей проиллюстрировал старинными гравюрами со сценами из жизни инквизиции, портретами Джордано Бруно, лично Брюсовым вычерченными планами средневекового Кельна... А посередине - "стол алхимика" с муляжами колб и минералами из коллекции Брюсова.
Когда в зале нет посетителей - он погружается во мрак. Но тут уже никакой мистики: гравюры XVIII века и выставленный здесь в стеклянном шкафу подлинный фрак Валерия Брюсова "боятся" электрического света.
Выставка "Взлет огня" открыта в Музее Серебряного века до 4 октября 2024 года.
Также в Музее Серебряного века открыта выставка "История Дома Брюсова". На ней представлены семейные снимки Валерия Яковлевича и Иоанны Матвеевны, фотографии дома в разные годы, а также мемориальные вещи из брюсовской коллекции.
Также здесь можно узнать, почему этот музей называют "Домиком Брюсова".