У бизнесменов для веры в успех есть более веские основания, чем "удачное" схождение звезд или "счастливая" цифра
Валерий Выжутович - о том, почему представители малого и среднего бизнеса обращаются за советами к астрологам, тарологам, нумерологам
РГ
26.10.2023 20:10
26.10.2023 20:10
Поделиться
Представители малого и среднего бизнеса ударились в эзотерику. Как показал опрос, проведенный компанией IFORS Research, 24 процента респондентов обращаются за советами к астрологам, тарологам, нумерологам и считают эти советы "полезными" или "скорее полезными" при принятии решений. Треть опрошенных уже прибегали к "эзотерическим инструментам", и 6 процентов из них готовы вновь довериться волшебству в расчете на рост прибыли и продаж. При этом бизнесвумен более подвержены колдовской магии, нежели бизнесмены. А самой популярной "эзотерической" технологией оказался астрологический прогноз "на ситуацию" (29 процентов), следом идет нумерология (12 процентов), далее - тарологи, рунологи и другие предсказатели (10 процентов).

Если же отвлечься от эзотерики и обратиться к реальности, то тяга части МСП-сообщества к колдунам и прорицателям покажется явно излишней. Последние несколько месяцев индекс деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса неуклонно повышается. В июне он достиг максимальных значений за всю историю наблюдений - 55,3 пункта. Эксперты отмечают заметную динамику: в марте индекс составлял 53,5 пункта, в апреле - 54,1, в мае - 53,7. Индекс деловой активности ежемесячно рассчитывается "ОПОРОЙ РОССИИ", Промсвязьбанком и агентством MAGRAM Market Research. Индекс является одним из важнейших объективных и устоявшихся индикаторов предпринимательского климата в России. У 19 процентов компаний в июне продолжали расти фактические продажи (о снижении сообщили 34 процента, это минимум с сентября 2021 года), 28 процентов компаний ждут дальнейшего роста выручки (сокращения - 15 процентов).

Намерение государства поддержать малый и средний бизнес последовательно реализуется. По данным Корпорации МСП, представленных первому вице-премьеру Андрею Белоусову, в 2022 году госкомпании закупили у малого и среднего предпринимательства продукции на рекордные 7 трлн руб. против 4,4 трлн в 2021-м. Причина такого роста - шестикратное расширение списка госкомпаний, обязанных заключать контракты с предприятиями МСП. Квота на закупки у малого и среднего бизнеса была повышена с 20 процентов до 25 и распространена на всех крупных заказчиков, их число составило 12 тыс. (из них более 9 тыс.- регионального уровня) против 1,8 тыс. в 2021 году.

Представители малого и среднего бизнеса обращаются за советами к астрологам, тарологам, нумерологам

Однако экспортный потенциал малого и среднего бизнеса, несмотря на многочисленные меры поддержки и отстроенную инфраструктуру, пока не реализован. Из 6 млн представителей МСП экспортеры составляют только 1 процент (около 60 тыс. компаний). Этот показатель не менялся последние два года, хотя потенциально во внешнеторговую деятельность уже сейчас можно вовлечь как минимум 600 тыс. предприятий. Мешают страх предпринимателей перед неизвестностью, а также обострившиеся из-за санкций сложности с расчетами, логистикой и поиском партнеров за рубежом. Для изменения ситуации необходимо перенастроить комплексную программу поддержки малого и среднего бизнеса, включив в нее МСП-экспортеров. В частности, планируется создание "экспортного экспресса МСП" (по аналогии с "Агроэкспрессом"): малый бизнес сможет заказывать экспортную перевозку через единое окно (уже существующую цифровую платформу "Мой экспорт"), а "РЖД Логистика" - организовывать доставку даже небольших партий товара.

Количество малых и средних предприятий сейчас составляет около 6 миллионов, численность работающих приближается к 30 миллионам человек. К 2030 году долю средних предприятий планируется увеличить в два раза, вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП довести до 28 процентов, доходы на одного работника поднять на четверть. Дальнейшую поддержку МСП правительство сфокусирует на приоритетных отраслях - обрабатывающей промышленности, IT, инжиниринговых центрах, туризме.

Надежду на то, что в условиях санкций удастся сохранить и развивать свое дело, малые и средние предприниматели возлагают на партнерство с государством. Минэкономразвития разработало модель программы "выращивания" поставщиков из малого и среднего бизнеса. Цели программы - увеличение количества квалифицированных поставщиков, увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, создание системы внедрения и трансфера новых технических и технологических решений.

У бизнесменов для веры в успех есть более веские основания, чем "удачное" схождение звезд или "счастливая" цифра

Стали более привлекательными программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Их в целях импортозамещения откорректировал Совет директоров Корпорации МСП. Согласно поправкам к совместной программе правительства, Банка России и Корпорации МСП по стимулированию кредитования (ПСК), получить льготные кредиты теперь может бизнес и в таких сферах, как наука, архитектура, инженерно-технические испытания. Кроме того, правительство расширяет эксперимент по цифровой поддержке малого и среднего бизнеса. В профиле предпринимателя появится информация от минцифры (данные об аккредитации IT-компаний и о лицензиях), Казначейства (о недобросовестных поставщиках и о долгах перед бюджетами и приставами), минпромторга (о производимой промышленной продукции)...

Так что у представителей МСП для веры в успех есть и более веские основания, чем "удачное" схождение звезд или "счастливая" цифра.

Валерий Выжутович
политический обозреватель
Поделиться