Что мешает преодолеть зависимость сибирских угольщиков от импорта

Износ горно-шахтного оборудования на шахтах и разрезах страны в условиях антироссийских санкций достигает уже пятидесяти процентов.
Первоочередная задача - поддержать работоспособность импортного оборудования, имеющегося у угольщиков,
Первоочередная задача - поддержать работоспособность импортного оборудования, имеющегося у угольщиков, / Кузбассразрезуголь

Так, по данным минэнерго РФ, в 2022-м российские горняки добыли 443,6 миллиона тонн черного золота - на 1,3 миллиона больше, чем в 2021-м. Прибыль до вычета налогов составила 784 миллиарда рублей - плюс шестьдесят процентов к 2021-му. И более половины этой суммы приходится на Кузбасс. При этом рост цен на угольную продукцию опережает темпы роста себестоимости производства. На внутреннем рынке - в 1,2-1,7, а на внешнем - в 1,7-2 раза.

- В результате за минувший год инвестиции в основной капитал увеличились в полтора раза, - констатировал заместитель директора департамента угольной промышленности минэнерго РФ Михаил Верзилов. - А это задел для развития отрасли, модернизации действующих мощностей, создания новых центров производства и переработки.

Запас добывающих мощностей в углепроме увеличился с 70 до 114 миллионов тонн. Значит, при повышенном спросе на сырье можно будет без проблем нарастить добычу. Но нельзя сбрасывать со счетов факторы риска - не только ценовые и валютные. На фоне нестабильности рыночной конъюнктуры и извечных логистических проблем особняком стоит зависимость от импортного оборудования, запчастей, технологий и услуг.

- Самая главная проблема, с которой мы столкнулись в последние два года, - импортозамещение. Мы фактически потеряли западные рынки, на которые были все время ориентированы как при продаже углей, так и при приобретении техники, машин и механизмов, - сообщил гендиректор компании СУЭК Александр Редькин участникам научно-практической конференции "Территория энергетического диалога - 2023" в Москве. - У нас более полутора тысяч самосвалов, около четырехсот бульдозеров и иной техники западного производства, но мы не получаем оттуда ни одной запчасти, ни одного нового механизма и ни одной новой машины.

Действительно, сложилась ситуация, при которой стала резко ограничена, сведена к минимуму возможность закупки у недружественных стран не только нового горно-шахтного, горнотранспортного и обогатительного оборудования, но и комплектующих.

- Поэтому первоочередная задача - поддержать работоспособность импортного оборудования, имеющегося у угольщиков. Его износ в шахтах составляет 53, а на разрезах - около 43 процентов, - отметил Михаил Верзилов. - В минэнерго РФ создана рабочая группа по вопросам снижения зависимости угольной промышленности от импорта оборудования. Сформирован и актуализируется реестр импортозамещающей продукции, выпускаемой машиностроительными предприятиями в регионах. В этом реестре содержится информация о номенклатуре, импортных аналогах и о том, какими локальными предприятиями и что может производиться.

Создан и банк дорожных карт по приоритетным видам машиностроительной продукции, с учетом технических, технологических возможностей российских предприятий. Мин-энерго РФ передало в минпромторг РФ сформированные с участием угольщиков 78 технических заданий на критически важное оборудование для горных работ. Из них 46 заданий - по открытой добыче, десять - по подземной и 22 - по углеобогащению. Однако Михаил Верзилов уверен, что полноценное импортозамещение в углепроме, учитывая довольно большую инерционность процесса, может быть налажено в среднем через пять-семь лет. Не раньше этого срока готовая продукция отечественных машиностроительных заводов по своим техническим и технологическим характеристикам начнет отвечать требованиям, которые предъявляют производственники. А для гарантированного выкупа этой продукции организациями углепрома необходимо заключение офсетных контрактов. Они предусматривают долгосрочные взаимные обязательства производителей и потребителей оборудования, с соответствующей инвестиционной составляющей и гарантией выкупа готовой продукции. Такая работа, как сказал замдиректора департамента, уже идет.

На снижение зависимости от импорта, внедрение отечественных научных разработок в углепроме нацелена и утвержденная в 2022 году комплексная научно-техническая программа (КНТП) "Чистый уголь - зеленый Кузбасс". Ее финансирует минобрнауки РФ, а координирует минэнерго РФ. И, кроме экологии и здоровьесбережения, она посвящена добыче и переработке твердых полезных ископаемых.

- Это одна из крупнейших отраслевых программ, которые сейчас реализуются в России. А для угольной отрасли - единственная базовая научно-технологическая программа. В нынешнем году финансирование ее угольной составляющей - 832 миллиона рублей, это беспрецедентная цифра, - подчеркнула директор Научно-образовательного центра "Кузбасс" Ирина Ганиева. - Первый этап программы - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - уже выполнен, и мы переходим к этапу внедрения научных разработок. Шесть из пятнадцати реализуемых проектов связано с добычей и переработкой угля. Наша задача - обеспечить широкое внедрение всех продуктов и технологий, полученных в результате КНТП. Мы создаем систему устойчивого трансфера технологий в угольную промышленность. Надо сказать, что необходимость технологического суверенитета России наступила так резко, что крупный бизнес во всех отраслях экономики пришел к ученым и спрашивает, что же у них лежит на полке. А там, к сожалению, ничего нет, потому что для этого нужно было двадцать лет вкладывать средства в науку. И сегодня мы начинаем процесс дополнения КНТП в части создания ГШО, запроса на которое со стороны угольного бизнеса еще четыре года назад просто не было, а сейчас он по-явился. Напомню: заказчики не вкладываются в НИОКР, но финансируют внедрение разработок.

Стремясь выполнить заказы угольщиков, Кузбасс кооперируется с научными и образовательными организациями всей России, включая Донецкую Народную Республику, где сохранились крепкие отраслевые компетенции. Всего научных партнеров уже более ста. А среди знаковых проектов - новые технологии буро-взрывных работ, переработки "хвостов" обогатительных фабрик и так далее. Однако дополнить КНТП проектом разработки российского угольного очистного комбайна, увы, не удается.

- Это важнейший проект, но Юргинский машиностроительный завод не смог софинансировать рубль на рубль проведение НИОКР, для чего требуется около трехсот миллионов рублей, - пояснила Ирина Ганиева. - Мы могли бы решить эту проблему путем формирования консолидированного заказа от угольных компаний. Но, к сожалению, бегаем по кругу, угольные компании пока не находятся.

Тем временем российские угольщики рассчитывают на азиатские рынки как в плане сбыта продукции, так и в плане решения вопросов, связанных с заменой техники и комплектующих.

- Мы переориентировались на китайский рынок и столкнулись с рядом сложностей. Это проблема логистики (доставки запчастей), это вопросы, связанные с дороговизной запчастей и комплектующих, это конт-рафактная продукция, - сказал Александр Редькин. - Но и из этой ситуации мы стараемся найти выходы, добыча и производительность растут, но хотелось бы, чтобы правительство РФ и отраслевое министерство оказали нам посильную помощь в вопросах, связанных с выстраиванием рынков получения запчастей, машин и механизмов.

Кстати

В минэнерго РФ полагают, что для ослабления зависимости угольной отрасли от импорта необходима масштабная, основанная на принципах кооперации с производителями дружественных стран (прежде всего Китаем, Индией и Беларусью) локализация совместных производств и сервисных центров. Нужна интеграция местных производственных, научных и трудовых ресурсов с зарубежными компаниями, а также консолидация всех заинтересованных сторон.