В нынешних политических реалиях существуют достаточно серьезные риски остановки работы сервисов и утечки данных, ведь за последний год в стране был зафиксирован колоссальный рост кибератак. До шестидесяти процентов их направлено именно на утечку персональных данных, которые потом могут использоваться в самых различных целях. В таких условиях пришлось законодательно закрепить требование к представителям бизнеса пересмотреть свои подходы к защите данных.
Конечно, серьезным шагом стал указ президента от 01.05.2022 N250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации". Мы видим, что он уже положительно сказывается на развитии ИТ-инфраструктуры как в части снижения рисков, так и в части подготовки кадров в сфере кибербезопасности. Но проблема в том, что пока большинство представителей "инфобеза" ориентировано на работу с госсектором и крупными корпорациями, и далеко не всегда их решения доступны малому бизнесу. Вендорам и компаниям, предоставляющим решения и сервисы в сфере безопасности, необходимо дифференцировать стоимость своих продуктов, чтобы их могли приобрести субъекты МСП.
Такая же ситуация и с импортозамещением в ИТ-сфере. Здесь у нас тоже все заточено на государственный сектор и госкомпании, которые обязаны переходить на отечественное программное обеспечение. При этом малый и средний бизнес испытывает потребность в приобретении российского ПО, но не по таким ценам. А разработчики сегодня не ранжируют стоимость своих программных решений в зависимости от масштаба бизнеса потребителей. Поэтому Торгово-промышленная палата настаивает на введении такой градации, чтобы сделать российские решения доступными для субъектов МСП.
Еще одна проблема - сокращение расходов на цифровую трансформацию в условиях ограниченности бюджетов. Здесь нам нужна дополнительная поддержка.
Также требуется господдержка для выхода российских разработчиков на зарубежные рынки. Сейчас наши ИТ-компании несут серьезные затраты на новые разработки, а число стран, которые готовы закупать отечественные продукты, пока ограничено. Экспорт ИТ-услуг не входит в число приоритетов ни одной из государственных программ, поэтому компании-экспортеры не могут пользоваться соответствующими мерами поддержки.
Но, конечно, основная проблема - это кадры, без которых невозможно полноценное развитие ИТ-отрасли. И здесь удивляет порой формальный подход к решению государственной задачи увеличения в стране числа программистов. Мы видим, что многие непрофильные вузы вдруг начали готовить ИТ-специалистов. Вроде на бумаге у нас выросло количество подготовленных программистов, но на деле они таковыми не являются. И если мы и дальше будем вот так решать задачу повышения ИТ-грамотности и подготовки персонала в сфере информационных технологий, то не преодолеем проблему дефицита квалифицированных кадров в отрасли.