Как отметил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, сформирована повестка, постепенно копится потенциал, следующий шаг - в течение пяти лет массово внедрить технологии и продукты в госуправление и отрасли, непосредственно касающиеся граждан. Но, чтобы реализовать задуманное, нужно первым делом восполнить дефицит кадров, причем за счет новых специалистов, а не переобучая старых. Да, экспертов не хватает везде, не только в России, ведь цифровые технологии растут так стремительно, что вузы попросту не успевают выпустить требуемое число айтишников.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркнул: обеспечить присутствие России в "большой игре" способны и 500 человек, это будет крепким научным ядром, а вот отраслям экономики нужно несоизмеримо больше - 800 тысяч вакансий ежегодно. Но, увы, даже минимальную команду профильных кадров пока не собрали, только на пути к цели. При этом в стратегию развития ИИ до 2030 года добавлена строка про 300 тысяч выпускников вузов с навыками обращения с нейросетями. Как их вырастить быстро и качественно, да еще с учетом амбициозных планов страны войти в пятерку сильнейших? Может, надо упирать на дополнительное регулирование, запретительное, охранительное, стимулирующее? Или раньше начинать работу с молодежью?
В условиях ограниченности ресурсов следует делать ставку на подготовку преподавателей и аналитиков, считают в минобрнауки. Чтобы они отрабатывали повестку с двух сторон: пока одни опекали новичков, другие погружались в фундаментальные и практические исследования - строили большие языковые модели, изучали фотонные и нейроморфные процессоры, занимались машинным обучением. К сегодняшнему дню создано 100 образовательных программ, около 500 - на основе ИИ. Открыто шесть узкоспециализированных центров по нейросетям на базе ведущих российских университетов, нынче запустят еще шесть, также планируются четыре центра мирового уровня по фундаментальной математике и ряд региональных площадок на базе НТИ. Общий объем инвестиций в эту сферу уже превысил одиннадцать миллиардов рублей.
В Тюменской области прицельно курировать школьников взялись еще в 2019 году. Именно тогда на базе технопарка открыли школу юных нейроинженеров. Конечно, процесс напитывания подростка компетенциями не быстротечный, вернее сказать, точечный и очень кропотливый: спустя четыре года школа выпустила 124 "умника", большинство - с перспективными кейсами, многие получили приглашения на стажировку в крупные ИТ-компании по всей стране. Например, Софию Шумилову заметили представители лаборатории NtechLab благодаря придуманной ею нейросети, которая определяет наличие у человека меланомы по фотографии. Ее однокурсник Игорь Дышлевский, написавший программу по отслеживанию лиц на видеотрансляциях, тоже вытянул счастливый билет на практику по разработке решений на базе ИИ для видеоаналитики. Сегодня в тюменских вузах по ИТ-направлению обучается почти четыре сотни студентов, а недавно был создан региональный проектный офис по внедрению нейросетей.
- Сейчас в его работе находится 20 инициатив - внедрим их в приоритетном порядке. Нужно давать шанс любой смелой идее! Притом не конкурировать и спорить за места в рейтинге, а сотрудничать, отрабатывая лучшие практики. Пусть нас оценивают внешние эксперты, а мы будем двигаться в собственной логике развития, безусловно, ориентируясь на стратегические документы федерального уровня, - выступил на "Инфотехе" губернатор Тюменской области Александр Моор.
По мнению Максима Овсянникова, соорганизатора форума второй год подряд и руководителя молодой команды "Анлим", с подрастающим поколением надо взаимодействовать по формуле "потенциал - вмешательство = эффективность".
- Без назидания, с грамотной передачей опыта через истории успеха и признание ошибок. Институт наставничества в нашем деле должен быть дружелюбным, это положительно скажется на подготовке новых специалистов. А что касается потребности в 800 тысячах айтишников, то с учетом роста числа юрлиц (только в Тюмени их более 30 тысяч) и вообще вертикально интегрированных корпораций таких работников нужно в разы больше. Нуждаться в новых инженерах по кибербезопасности и разработчиках нейросетей мы будем долгое время, - уверен эксперт.
Как бы странно ни звучало еще пару десятилетий назад, одной из движущих сил экономики является ИИ - он уже помогает человеку уходить от рутины и заниматься, допустим, нормотворчеством, творчеством в принципе, а значит, экономит наше время, силы, иные ресурсы. В обозримом будущем конкурентными будут те специалисты, которые умеют обращаться с нейросетями. Как подчеркнул директор платформы взаимодействия бизнеса и государства "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко, планов в рамках национальной стратегии по развитию ИИ у России много. Если все сработают, как надо, эта сфера к 2030 году даст шесть процентов прироста ВВП, в абсолютных величинах это около двенадцати триллионов рублей.
ЦИФРА
800 тысяч вакансий на ИТ-специалистов каждый год формируют коммерческие предприятия и госсектор