Китай готов изучить идеи для дальнейшего сотрудничества в рамках инициативы "Пояса и пути"

III Международный форум "Один пояс, один путь" (ОПОП) прошел 17-18 октября текущего года в Пекине. Более чем 140 стран, а также главы и представители многих международных организаций приняли участие в форуме.
Медиакорпорация Китая

Среди них - руководители, министры и другие официальные представители стран-партнеров по инициативе "Один пояс, один путь", а также лица из различных сфер, включая деловые круги, аналитические центры и общественные организации, которые активно поддерживают и участвуют в сотрудничестве в рамках инициативы. Участником форума стал и президент России Владимир Путин, получивший личное приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина.

По состоянию на август 2023 года в рамках инициативы "Один пояс, один путь", запущенной в 2013 году Си Цзиньпином, подписано более чем 200 документов о сотрудничестве со 152 государствами и 32 международными организациями. Европейский аналитический центр "Институт Брейгеля" признает, что за прошедшее десятилетие инициатива "Один пояс, один путь" успешно выдержала многочисленные вызовы, получив широкое признание в глобальном масштабе.

Открытие первой высокоскоростной железной дороги в Бандунге, Западная Ява, Индонезия.
Открытие первой высокоскоростной железной дороги в Юго-Восточной Азии, являющейся частью китайской инфраструктурной инициативы "Один пояс, один путь", на станции Падаларанг в Бандунге, Западная Ява, Индонезия. Фото: AP

Напомню, в первом форуме ОПОП, проходившем в 2017 году, приняли участие лидеры 29 государств, а уже во втором, в апреле 2019 года, форум собрал под своими сводами руководителей 37 стран, включая и президента Российской Федерации. Пандемия коронавируса, обострение международной обстановки и наслоившиеся проблемы мировой экономики внесли свои коррективы в наметившуюся двухгодичную периодичность проведения форумов ОПОП. Однако отмечаемый в этом году десятилетний юбилей выдвижения инициативы ОПОП требует, во-первых, серьезного коллективного осмысления итогов пройденного пути и оценки его результатов, а во-вторых, совместной выработки необходимых мер для продолжения успешного движения по нему с учетом реально складывающейся в мире обстановки и усиливающегося противодействия со стороны Запада. Этим можно объяснить то пристальное внимание в мире, которое приковано к октябрьскому событию в Пекине.

"Сам Китай рассматривает данный форум ОПОП как новую отправную точку и готов вместе с международным сообществом всесторонне обобщить достижения и опыт реализации инициативы "Один пояс, один путь", изучить идеи и меры для дальнейшего высококачественного сотрудничества в ее рамках", - заявил ранее министр иностранных дел КНР Ван И.

Коллективный Запад тоже по-своему готовился, активно занимаясь тем, чтобы максимально принизить значимость третьего форума и ОПОП в целом. Не далее как 28 июля газета The Wall Street Journal сообщила, что ряд лидеров крупнейших стран Евросоюза, в том числе канцлер ФРГ Олаф Шольц, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, отказались от поездки в Пекин, по утверждению издания, из-за стремления ослабить экономическое влияние Китая на Европейском континенте.

Некоторую ясность в суть происходящего внесла китайская Global Times, сообщившая, в свою очередь, со ссылкой на информированный источник, что Китай не направлял приглашений некоторым западным лидерам, поскольку главный акцент организаторы форума сделали на развивающиеся страны. Чем-то это напоминает недавнюю ситуацию с саммитом БРИКС в ЮАР, куда так настойчиво стремился попасть президент Франции, но которому вежливо отказали.

Надо отметить, что на протяжении всего процесса развития ОПОП Китай никогда не навязывал свои идеи другим и не примешивал геополитику. Открытая и всеобъемлющая платформа международного сотрудничества, каковой является в своей основе инициатива "Один пояс, один путь", продвигает инклюзивную, выгодную и сбалансированную форму глобального развития в отличие от глобализации, которая служит только нескольким избранным странам.

Инициатива, выдвинутая Си Цзиньпином, не только способствует восстановлению мировой экономики за счет стабилизации цепочек поставок между государствами, но и закладывает основу для дальнейшего глобального экономического сотрудничества

Инициатива, выдвинутая Си Цзиньпином, не только способствующая восстановлению мировой экономики за счет стабилизации цепочек поставок между государствами, но и закладывающая основу для дальнейшего глобального экономического сотрудничества, не могла по определению не вызвать на Западе, прежде всего в клубе G7, критического к ней отношения, видя в ней некий инструмент для усиления китайского влияния в мире. Новые транспортные, торговые и экономические пути, создаваемые в рамках ОПОП, связали бы Китай со странами Центральной Азии и Африки, где проживают более 4 млрд человек.

Страны - участницы G7 запустили в 2022 году проект партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям (Partnership for Global Infrastructure, PGII), который, по оценке агентства Reuters, должен стать конкурентом китайской инициативе "Один пояс, один путь".

Китайское исследовательское судно Yuan Wang 5 приветствуют в международном порту Хамбантота, Шри-Ланка, 16 августа 2022 года. Фото: AP

Английская The Independent в одной из статей о G7 приходит к выводу, что страны - члены этого клуба перестают быть глобальной элитой из-за подъема КНР. "Китай, - писала в ней Мэри Дежевски (Mary Dejevsky), - все активнее заявляет о себе не только как региональная, но и как глобальная экономическая держава. За пределами Запада инициатива "Один пояс, один путь" вызывает уважение и широко приветствуется. Оборотной стороной является риск попасть в долговую и экономическую зависимость, а также отсутствие новых рабочих мест, поскольку китайские подрядчики приводят рабочую силу с собой. Положительной стороной для многих стран является быстрое строительство инфраструктуры без каких-либо условий идеологического толка".

Эксперты обращают внимание на то, что в условиях упадка идеи глобализации Китай смог раньше, чем страны Запада, правильно оценить роль транспортных и логистических коридоров, инфраструктурных проектов в целях объединения стран, дав путевку в жизнь инициативе "Один пояс, один путь", вложив для этого, по некоторым оценкам, около 1 трлн долларов США. Сознавая опасность формирования под эгидой Китая огромного макроэкономического региона, США и их союзники с запаздыванием, но все же активно занялись разработкой проектов собственных коридоров для создания серьезной конкуренции ОПОП.

К числу главных успехов Соединенных Штатов на саммите G20, проведенном в сентябре в Нью-Дели, президент Джо Байден отнес прошедшее окончательное согласование соглашение о новом экономическом коридоре Индия - Ближний Восток - Европа. Маршрут, одобренный США, Евросоюзом, Саудовской Аравией, ОАЭ, Израилем, Иорданией и Индией, должен стать мощным конкурентом китайской инициативе ОПОП. Президент США оценил эти решения как свидетельство "переломного этапа истории", которые "повлияют на ход нашего будущего на десятилетия вперед".

Раньше, в июне 2021 года, страны - члены клуба G7 заявили о намерении развивать инфраструктуру государств с низким и средним уровнем дохода в рамках международной экономической инициативы "Восстановить лучший мир" (Build Back Better World, B3W). География ее распространения - от Латинской Америки и Карибского бассейна до Африки и Индо-Тихоокеанского региона. Разрабатываемый под эгидой США план нацелен на создание инфраструктуры стоимостью 40 трлн долларов к 2035 году и, конечно же, на противодействие китайскому ОПОП.

Китайский контейнеровоз Cosco швартуется у шлюзов Коколи, Панамский канал, 3 декабря 2018 года. Китайская инициатива "Один пояс, один путь" позволила укрепить отношения Китая с Африкой, Азией, Латинской Америкой и Ближним Востоком. Фото: Медиакорпорация Китая

С той же задачей Евросоюз в декабре 2021 года объявил о запуске собственной инициативы Global Gateway стоимостью до 300 млрд евро для развития инфраструктуры стран всего мира.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, по информации "Известий", недавно объявила еще об одном коридорном проекте. Речь идет о создании Трансафриканского коридора, который, по ее утверждению, должен соединить ангольский порт Лобито с районами континента, у которых нет выхода к морю: провинцией Кананга в Демократической Республике Конго и Замбией, где добывается медь и другие важные для "зеленой" энергетики металлы. Сейчас в их добыче доминирует китайский бизнес, что, можно предположить, и является основной причиной появления проекта.

Можно легко заметить, что эти и другие идущие с Запада инициативы объединяет одно - антикитайская направленность в целом и в отношении к ОПОП в частности. Правда, учитывая их огромную ресурсозатратность, в том числе и финансовую, их реализуемость вызывает сомнение.

Большинство аналитиков и экспертов склоняются как раз к тому, что речь может идти скорее о политических уловках Запада, направленных на то, чтобы бросить вызов инициативе Си Цзиньпина, отмечающей десятилетний юбилей. Прежде всего сомнения экспертного сообщества вызывает способность США и Евросоюза обеспечить необходимое финансирование для реализации заявленных проектов с учетом достаточно неблагополучного состояния их экономик и финансов.

Только что американское министерство финансов сообщило о том, что впервые в истории страны совокупный государственный долг США поставил новый рекорд, превысив отметку в 33 трлн долларов. Невольно обращает на себя внимание скорость его нарастания. Предыдущий показатель в 32 триллиона был зафиксирован не далее как в июне текущего года. В совокупности с ускоряющимися процессами дедолларизации мировой экономики, грозящими лишить американский доллар статуса глобальной резервной валюты, все увеличивающимися расходами на оборону (в 2024 году планируется выделить в бюджете 886 млрд долларов) и поставкой вооружения и военной техники Украине создают администрации президента Джо Байдена серьезные проблемы для проталкивания в конгрессе нужных законопроектов о внешних инвестициях.

Трудно представляют себе эксперты и возможности Евросоюза предложить значительные капиталовложения для реализации каких-то крупных проектов, чтобы реально что-то противопоставить Китаю и составить конкуренцию ОПОП. Доля КНР в общемировом ВВП (по ППС), составляющая, по данным МВФ, 15,81 процента, более чем вдвое превышает аналогичный показатель (7,62 процента) трех ведущих государств Европы (Германия, Франция, Италия). К этому стоит прибавить и серьезные экономические проблемы, с которыми столкнулись страны Евросоюза: инфляция, растущий внутренний долг, отрицательные воздействия на экономику последствий от ими же введенных санкций, большие расходы на военную поддержку Украины.

Станция Халим, часть "Пояса и пути", перед эксплуатационным испытательным запуском высокоскоростного поезда.
Станция Халим, ставшая частью китайской инфраструктурной инициативы "Пояс и путь", перед эксплуатационным испытательным запуском высокоскоростного поезда Джакарта - Бандунг, Джакарта. Фото: AP

Наличие проблем в создании серьезной конкуренции ОПОП признают и в Брюсселе. "Безусловно, - заявила в одном из интервью Ютта Урпилайнен, комиссар ЕС по вопросам международного партнерства, - ЕС сталкивается с серьезными проблемами в конкуренции с китайским проектом "Один пояс, один путь", поскольку блок начинает работу с опозданием, как и США, а программа Пекина представляет собой инициативу на триллион долларов по финансированию инфраструктурных проектов в развивающемся мире. Если сравнить помощь в целях развития инфраструктуры развивающихся стран со стороны блока с помощью Пекина, то мы предоставляем гранты, а Китай выделяет миллиардные кредиты".

Конечно же, в Китае отдают себе отчет в том, какие цели преследует активно демонстрируемая Западом антикитайская коридорная кампания, сопровождаемая громкой риторикой о том, в частности, что ОПОП чуть ли себя не исчерпал. Со стороны Евросоюза не стихает резкая критика в сторону Китая, что инициатива ОПОП мешает свободной торговле и создает условия для доминирования китайского бизнеса. Однако факты скорее свидетельствуют о том, что инициатива Си Цзиньпина живет, развивается и меняет акценты в соответствии с появляющимися вызовами.

На фоне сложных внешних условий и замедления мировой торговли, отметила "Жэньминь жибао", с января по июль 2023 года совокупный объем импорта и экспорта только провинций Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян и города Шанхай со странами вдоль "Пояса и пути" оценивался, согласно статистике, в 8,6 трлн юаней (1,17 трлн долларов США). Это на 7,4 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Страны - партнеры Китая по ОПОП становятся главным инвестиционным направлением для китайского капитала. В качестве примера, только предприятия города Уси провинции Цзянсу инвестировали, по информации городского департамента коммерции, в 29 проектов в ОАЭ около 410 млн долларов США.

В рамках III форума инициативы "Один пояс, один путь" была озвучена тема сопряжения ОПОП с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), учитывая присутствие на нем Владимира Путина. О пользе координации программы ОПОП с государствами ЕАЭС, особенно в энергетической и транспортной сферах, говорил посол Китая в России Чжан Ханьхуэй во время семинара, приуроченного к 10-летию инициативы. "Сопряжение инициативы "Один пояс, один путь" с ЕАЭС, - подчеркнул он, - означает новые возможности для нашего сотрудничества, особенно в нынешней ситуации. Это тем более очень важно для Китая и России".

Тенденция к сопряжению планов развития ЕАЭС и ОПОП укрепляется, считает директор Первого департамента стран СНГ МИД России Микаэл Агасандян. Специально созданная совместная комиссия на заседании в феврале подписала дорожную карту развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР, где особое внимание уделено таким аспектам, как цифровизация транспортных коридоров, анализ сценариев торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС и КНР.