27.10.2023 03:00
    Поделиться

    Как "Пояс и путь" вышел далеко за рамки глобального торгово-экономического проекта

    Во II веке до нашей эры посланник императора, китайский посол Чжан Цянь отправился в путешествие, которое положило начало новой эпохи в человеческой цивилизации. Сквозь границы и географические преграды были открыты новые возможности для торговли и культурного обмена между народами.
    Река Ангрен в отрогах Кураминского хребта. 1971 год.
    Река Ангрен в отрогах Кураминского хребта. 1971 год. / РИА Новости

    Дорога на запад для следовавших из Китая пролегала через Центральную Азию. Развитие торговых отношений более двух тысячелетий назад связало регион с Китаем уникальной исторической общностью - Великим шелковым путем, ставшим мостом для торговли, культурного обмена и дружбы.

    Рукотворное чудо в горах

    "Дорога из Ферганской долины в Ташкент занимала целый день. Приходилось добираться на перекладных. А в снегопад или когда горные дороги покрывались льдом, такое путешествие и вовсе было небезопасным".

    Эти воспоминания ветерана труда Набижона Косимова из Узбекистана - иллюстрация к реалиям семилетней давности. После распада Союза, когда некогда единую сеть железных дорог разделили между собой независимые республики, один из самых густонаселенных регионов Узбекистана - Ферганская долина - оказался отрезан от столицы. Добраться туда можно было только на машине по горному серпантину.

    Изолированные друг от друга регионы вновь соединила инициатива "Один пояс, один путь". Проект строительства железной дороги Ангрен (Ташкентская область) - Пап (Наманганская область) стал ярким примером того, как в ее рамках развивается сотрудничество между Китаем и Узбекистаном.

    Прокладывать магистраль начали в сентябре 2013 года и завершили в феврале 2016-го. "Китайские строители потратили 900 дней на создание чуда, благодаря которому поезд преодолевает горы всего за 900 секунд", - говорится в Белой книге "Совместное строительство сообщества единой судьбы человечества: инициативы и действия Китая", опубликованной недавно пресс-канцелярией Госсовета КНР. Чтобы соединить участки железной дороги, потребовалось проложить высоко в горах тоннель "Камчик", считающийся самым протяженным в Центральной Азии. Местные жители были поражены скоростью постройки, ведь европейские и американские компании предлагали сдать участок в эксплуатацию не менее чем за пять лет.

    Совместная работа по развитию транспортной инфраструктуры продолжается. Разработано технико-экономическое обоснование проекта железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. В регионе действует мультимодальный железнодорожно-автомобильный коридор по шоссе Китай - Кыргызстан - Узбекистан и железной дороге Китай - Казахстан - Узбекистан. Наши страны совершенствуют трансграничную транспортную сеть, значительно повышая эффективность трансграничных перевозок между Китаем и Узбекистаном.

    Общеизвестная китайская мудрость гласит: "Если хочешь стать богатым - строй дороги". Пример строительства железной дороги Ангрен - Пап в Узбекистане доказывает, что именно на таком проверенном временем и продуманном подходе базируется инициатива "Пояса и пути". Она предлагает развивающимся странам действенные способы улучшить свою экономику, повысить благосостояние людей. Ведь совместное развитие инфраструктуры для торговли и экономического, гуманитарного обмена несет благо для любой страны.

    Перевал Камчик в Тянь-Шане. 1994 год. Фото: РИА Новости

    Сопряжение стратегий

    Конечно, китайская инициатива не ограничивается лишь дорогами. Объединивший 152 страны "Пояс и путь" выходит далеко за рамки глобального торгово-экономического проекта. Сообщество единой судьбы человечества благодаря большей интеграции в континентальные и мировые процессы также предоставляет возможность развивающимся и небольшим странам увереннее действовать на международной арене. Таким образом, не только полнее раскрывается их потенциал, привлекательность для инвестиций и в качестве торгового партнера, но и громче звучит их голос в глобальном политическом пространстве.

    Узбекистан среди первых поддержал и присоединился к инициативе. Двусторонние китайско-узбекские отношения и совместное строительство "Одного пояса, одного пути" вносят существенный вклад в обеспечение мира, стабильности и процветания во всей Центральной Азии. На это нацеливает углубление сопряжения инициативы "Пояса и пути" с национальной стратегией развития.

    КНР - крупнейший торговый партнер и ключевой инвестор в экономику Узбекистана. Китайские вложения за последние шесть лет выросли вчетверо и составляют 11 миллиардов долларов. За этот период в республике удвоилось количество предприятий с китайским капиталом. По итогам переговоров Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Сиане в мае этого года достигнута договоренность о новых промышленных, торговых и инвестиционных проектах более чем на 25 миллиардов долларов США. Стороны развивают гуманитарное направление сотрудничества, охватывая культуру, образование, здравоохранение. Узбекистан ввел для граждан Китая безвизовый режим, что сказалось на росте числа туристов из Китая.

    Принятый в эксплуатацию в июне 2016 года 19-километровый Камчикский железнодорожный тоннель на линии Тукимачи - Пап связал Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана.
    Принятый в эксплуатацию в июне 2016 года 19-километровый Камчикский железнодорожный тоннель на линии Тукимачи - Пап связал Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана, а также с системой железных дорог Кыргызстана и Китая. Фото: Медиакорпорация Китая

    Главное событие года

    Широта охвата, многовекторность и существенные результаты инициативы наделяют третий Форум международного сотрудничества "Пояс и путь" статусом одного из главных событий года. Минувшее десятилетие выдвинутой Китаем и поддержанной большинством стран мира инициативы ознаменовано внушительными успехами. Подведение в рамках форума итогов славного пути, пройденного за это время, - веский ответ для скептиков, которых, надо признать, было немало на начальном этапе реализации Инициативы.

    Форум стал точкой отсчета для следующего этапа этого крупнейшего по охвату глобального проекта. "Пояс и путь" привлек инвестиций на сумму около одного триллиона долларов США. Нет сомнений, что грядущий период ознаменуется еще большими успехами. При этом вне повестки обсуждения не остаются и острые проблемы современности, пути решения которых предстоит выработать участникам. Это вопросы безопасности и устойчивого развития, экологическая повестка и "зеленые" технологии, совершенствование инфраструктуры и многое другое, что тем не менее под силу решить странам-участницам в рамках "Пояса и пути".

    Первый пассажирский рейс на ж/д Ангрен - Пап.
    27 августа 2016 года состоялся первый пассажирский рейс Ташкент - Андижан через электрифицированную новую железнодорожную линию Ангрен - Пап. Фото: Медиакорпорация Китая

    Диалог был и остается той самой формулой, которая сейчас так нужна всему миру, где, к сожалению, царят раскол и неопределенность. Потому сотрудничество в деле строительства "Пояса и пути" на основе консультаций, общего вклада и взаимной выгоды не имеет альтернативы. Китайская инициатива за десять лет доказала свою эффективность, ее перспективы стали еще более многообещающими.