Один за другим к госрезиденции для участия в 22-ом заседании ШОС начали прибывать высокопоставленные гости. Премьер Госсовета Китая, премьер-министры России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Монголии, Беларуси, министры иностранных дел Пакистана и Индии, первый вице-президент Ирана, а также генеральный секретарь ШОС.
Рассказывает Зарина Сайфудинова: "Сейчас в состав Шанхайской Организации Сотрудничества в разном статусе входят 9 государств-участников. На этом заседании ШОС Иран впервые присутствует как полноценный член организации. Примечательно, что с начала пандемии Ковид-19, заседания ШОС в последние четыре года проходили в онлайн режиме. И только сейчас в Бишкеке члены организации встретились в очном формате".
Перед началом заседания ШОС с главами делегаций встретился президент Киргизии Садыр Жапаров. Он отметил, что Шанхайская Организация Сотрудничества пользуется высоким международным авторитетом, и для Кыргызстана является одним из приоритетных направлений внешней политики. Еще один важный вектор - сотрудничество в области безопасности. "На фоне происходящих событий в мире странам ШОС необходимо уделить особое внимание вопроспм обеспечения безопасности. Мне приятно отметить, что страны показывают пример взаимопонимания и сплоченности, формируя новый облик международной организации. В данном контексте отмечаю позитивную роль Региональной антитеррористической структуры ШОС", - подчеркнул глава Киргизии.
В приоритете, безусловно, и торгово-экономическое взаимодействие стран, открывая заседание ШОС в расширенном составе отметил глава кабмина республики Акылбек Жапаров. По его словам, несмотря на положительную динамику, это сотрудничество не реализовано в полной мере. "Важно продолжить работу по укреплению взаимодействия в торговой, производственной, энергетической, транспортной и других представляющих взаимный интерес сферах, а также развитие технологий в области искусственного интеллекта. К сожалению, уже в течение долгого времени обсуждается вопрос создания Банка развития и Фонда развития ШОС. Эти структуры, по нашему видению, оказывали бы непосредственное содействие в реализации совместных проектов", - заявил глава кабмина Киргизии.
Китай согласен с необходимостью создания банка развития ШОС. По мнению премьера Госсовета КНР Ли Цяна, следует противостоять попыткам внешнего вмешательства и усовершенствовать механизм ШОС по реагированию на угрозы безопасности. Ли Цян заявил: "Развитие ШОС убедительно показывает, что такое Шанхайский дух и насколько велика его жизнеспособность. Цель нашего объединения можно объяснить самыми простыми словами, а именно "держать судьбу региона в руках региональных стран, решать региональные вопросы путём согласования, без вмешательства и махинаций извне".
О беззащитности народа сектора Газа, который отрезан от продовольственной и медицинской помощи, рассказал первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер. Эта встреча проходит в период нарастающих конфликтов и точек напряжения. Поэтому, по мнению чиновника, важно развитие транспортных коридоров: "Иран - это территория транзитных и логистических возможностей. Хочу сообщить о готовности нашей страны создать такой коридор для присоединения стран-участниц ШОС. Мы готовы предоставить транзитные возможности для коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад". Именно эта сфера - наиболее значимая для сотрудничества".
За развитие транспортных коридоров на пространстве ШОС также выступили Узбекистан и Россия. По словам Михаила Мишустина, санкции в отношении ряда стран приводят к нарушению логистических цепочек. Среди перспективных областей сотрудничества он также обозначил формирование регионального платежного механизма. "Для эффективной промышленной кооперации надо также устранять правовые и административные барьеры и строить современную платежную систему. Мы все чаще применяем собственную валюту в расчетах, но надо подумать о формировании независимого регионального платежно-расчетного механизма", - сообщил премьер-министр России.
После переговоров участники встречи подписали и приняли 14 документов. В этот же день прошли заседания советов глав правительств государств Содружества Независимых Государств, а также Евразийского межправительственного совета.