Волонтеры из Евросоюза привезли для жителей Донбасса 20 тонн гуманитарного груза

SOS Donbass - написано на огромной фуре, которая занимает сразу несколько машино-мест на автостоянке таможенного поста в маленьком городе Новошахтинске Ростовской области. Волонтеры из одноименной гуманитарной ассоциации Марк Бовье и Юрий Базарный преодолели 6 311 километров, чтобы привезти жителям Донецка, Луганска, Горловки и других городов Новороссии предметы первой помощи. В состав груза вошли: инвалидные кресла, ходунки, больничные койки, материалы для перевязки, медикаменты, обогреватели, одежда, игрушки, средства гигиены, продукты и корм для животных.
Волонтер из Франции Юрий Базарный мечтает после окончания университета служить в российской армии.
Волонтер из Франции Юрий Базарный мечтает после окончания университета служить в российской армии. / Тагир Раджавов

Встретиться с волонтерами удалось на Несветайском таможенном посту, где автопоезд остановился для оформления документов. Таможня небольшая - офис с канцелярией, автостоянка и крохотная столовая всего на три столика. Именно в ней пришлось беседовать.

- Бонжур, камрады, - с приветствием протягиваю руку высокому мужчине в темных очках и с седой шевелюрой и получаю в ответ настолько крепкое рукопожатие, что показалось - ладонь зажало в стальные тиски.

- Ни-че-се. Мужчины, да вы меня без куска хлеба оставите, - шучу и разминаю руку. - Откуда такая хватка?

Оказалось, что Марк Бовье работает дальнобойщиком, а в свободное время занимается... коневодством. На его ферме сейчас живет десять полукровок англо-арабской породы. Постоянный труд на свежем воздухе и уход за лошадьми выковали из него настоящего атлета, и сложно поверить, что ему 61 год.

Таким же подтянутым и сильным выглядит 20-летний блондин в тельняшке Юра Базарный. Парень помогает Марку с доставкой груза и заодно является переводчиком.

- Я ростовчанин. Здесь у меня живут отец, бабушка и другая родня. Вместе с мамой в 2010-м выехали во Францию, там родился брат, а я теперь учусь на переводчика. Буду на русский переводить английских, немецких и французских инженеров. Еще один год осталось учиться, а потом хочу отслужить в Российской армии. Если повезет, стану военным, - рассказывает Юрий.

Гуманитарная ассоциация SOS Donbass создана во Франции в сентябре прошлого года, чтобы найти мирные способы прекращения конфликта и помочь многострадальным жителям Донбасса. Организация объединяет, как бы это высокопарно ни звучало, людей доброй воли из разных стран Европы: гуманитарку для Донбасса собирают жители Франции, Бельгии, Германии и других стран ЕС.

Юрий Базарный и Марк Бовье проехали 6311 километров, чтобы привезти гуманитарный груз жителям Донбасса. Фото: Тагир Раджавов

- О Донбассе узнал в 2014 году. Ездил с разными грузами по всему миру, а девять лет тому назад выпало задание доставить груз в Одессу. Приехал, а украинские власти не пускают в город. Они закрыли его для всего мира. Тогда стал узнавать, почему. Оказалось, что иностранцев не пускали, так как неонацисты сожгли Дом профсоюзов с людьми. С помощью интернета, как у вас говорят, по крупицам стал собирать информацию о Донбассе. Теперь с радостью согласился доставить на своей машине груз в Донецк. В мае привез семь тонн, сейчас везу уже 20, - рассказывает Марк Бовье.

- Большинство французов, бельгийцев, испанцев и жителей других стран Евросоюза одурманены пропагандой. Люди не знают о страданиях детей Донбасса. О России там говорят только один негатив. В Европе пытаются создать из русских монстров, чтобы все свои внутренние проблемы переложить на россиян, - говорит Юрий.

- Да-да, верно, - присоединяется к нему Марк. - Наш министр экономики в прошлом году обещал, что Россия не выдержит санкций, что без западных технологий ваша страна впадет в депрессию. Однако все вышло наоборот. У нас за год цены поднялись в три раза. Подорожал газ, электричество, продукты, сигареты, вода, отопление... Например, литр бензина на ваши деньги стоит 200 рублей.

На вопрос, как при такой информационной и санкционной блокаде проходит путешествие, волонтеры ответили, что не боятся трудностей и стараются не поддаваться на провокации.

- В Польше заехали пообедать в одном из придорожных ресторанчиков. Одна из официанток увидела нашу символику и взбеленилась: выскочила из-за стойки и давай ругаться на чем свет стоит. Видит, что я и Марк не реагируем на нее, позвала еще одного мужчину. И тот тоже давай сквернословить. Однако им не удалось развести нас на скандал и спровоцировать драку. Польские пограничники не пустили нас в Беларусь, и пришлось въезжать в Россию через Эстонию, - рассказал Юрий.

- Путешествовал много, но в России до этого не был. Поражает все. Во Франции телевидение говорит, что Россия отсталая и дикая страна, но на деле вижу прекрасные автотрассы, которые не уступают европейским, а в некоторых случаях превосходят. Например, вдоль дорог работает освещение в ночное время, а во Франции ночью приходится полагаться только на свои фары. Много новых автомобилей, скорость интернета высокая, отличная кухня и очень доброжелательные люди. Мы ехали, а встречные автомобили нас приветствовали гудками. Прохожие останавливаются и машут нам, - говорит Марк.

В свободное время Марк Бовье увлекается коневодством. Фото: Из архива Марка Бовье

Спрашиваю, не страшно на Донбасс ехать, ведь там города и села находятся под обстрелами. Французский дальнобойщик открыл потертое портмоне и достал маленькую, выцветшую от времени фотокарточку. Снимок, на котором запечатлен военный, был сделан, скорее всего, для служебного удостоверения.

- Это мой отец. В 1944 году он был сержантом и освобождал Францию от немецких оккупантов, а прадед воевал с турками. Я тоже прошел срочную военную службу и знаю цену риску, - сказал Марк.

Отец Марка Бовье в 1944 году был сержантом и освобождал Францию от немецких оккупантов. Фото: из архива Марка Бовье

А опасность для волонтеров из Франции более чем реальная. Стало известно, что украинские каратели нанесли удар американскими реактивными снарядами по продовольственной базе в Донецке. В предполагаемое время разгрузки в склады прилетели четыре "хаймерса". Долетели не все, спасибо ПВО. В результате оказался разрушен и сгорел один склад. Ребята, как сообщают очевидцы, неминуемо должны были погибнуть, но на пути смерти, получается, встала …российская таможня в Новошахтинске. Волонтеры ждут оформления груза.

Марк Бовье удивлен тем, что в России дешевый бензин. Во Франции 1 литр - 200 рублей. Фото: Тагир Раджавов

- До экспедитора-волонтера доведен порядок оформления гуманитарной помощи, а также информация о возможных вариантах декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи. Вариантов два: либо помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением удостоверения комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ. Или помещение под специальную таможенную процедуру, при которой декларантом выступает МЧС, - сообщила "РГ" пресс-секретарь Ростовской таможни Анна Помазкова.

P.S.

Сообщение о том, что машина задерживается из-за юридических процедур, опечалило волонтеров.

- Что загрустил, казак молодой?

- Да вот, я подписывался помогать людям в Донбассе, а пока здесь гуманитарку сторожу, - отвечает Юрий.

- Не грусти. Знаешь, как в уставе написано? "Боец должен стойко и мужественно преодолевать тяготы и лишения воинской службы..." Все наладится. Этот груз - твоя миссия, потому что его очень ждут на Донбассе, - подбадриваю парня.

Справка "РГ"

С февраля по октябрь 2022 года (до момента вхождения новых регионов в состав России) таможенными постами в пунктах пропуска Ростовской таможни оформлено более 5 000 транспортных средств гуманитарных грузов общим весом около 89 000 тонн. Гуманитарные грузы оформлялись круглосуточно. Среднее время таможенного контроля одного конвоя МЧС России на таможенных постах Ростовской таможни составляло 15-20 минут.