С большим трудом "достал" билет и я. Лететь от Читы до Чары 1 час 40 минут, за билет туда-обратно я заплатил 24,5 тысячи рублей. Столько стоит минимум удобств, максимум нервов и полстакана минералки, которую вам предложат в полете. А если летит семья? Три билета стоят 75 тысяч. И это за полет в пределах одного региона!
Аэропорт в Чаре - это отдельное кино, жанр которого, бесспорно, триллер. Багаж пассажирам отдают прямо на летном поле. Из чрева самолета грузчик вытаскивает сумки и чемоданы, люди тут же их разбирают и идут со своей поклажей до ржавых ворот воздушной гавани.
- Не фотографировать, я сказала! - кричит тетка в салатовой жилетке.
Улететь из Чары - тоже испытание. Здание аэропорта напоминает сарай. Аварийное, тесное, с протекающей крышей. Зимой внутри надо держаться возле тепловой пушки, иначе ноги отморозишь, а летом, когда дождь идет, ходить под зонтом, рассказали мне местные пассажиры.
Предполетный досмотр багажа проводится "на глазок". В тесной комнате впритык стоят три стола, за ними - сотрудницы, проверяющие пассажиров. Ставишь на стол чемодан, открываешь его, и начинается копание в твоих вещах. На глазах у других пассажиров.
- А какая у вас пена для бритья? - спрашивает меня авиационная безопасность.
- В багаже можно провозить пену для бритья вне зависимости от ее марки, - отвечаю я.
- Кто сказал, что у вас багаж? У вас теперь ручная кладь. Это вы из Читы с багажом летели, а от нас с ручной кладью. Здесь нет условий для досмотра багажа.
- У меня в билете указано одно место багажа, - пытаюсь оправдаться.
- Все вопросы к авиакомпании, она вам билет продавала, - тоном победительницы отвечает дама.
Но разрешает оставить баллончик в сумке. Меньше повезло молодой девчушке, студентке Забайкальского училища искусств. У нее отобрали лак для волос.
- Мне его мама подарила, так жалко. Видимо, он ей понравился, - сокрушалась она.
"Место для курения" - огороженная металлической сеткой клеть у самого летного поля. Если кто-то бросит окурок подальше, да по ветру... Погрузка в самолет багажа, который стал ручной кладью, производится на летном поле при помощи пассажиров.
Прилетев в Читу, звоню директору аэропорта Чара Хохловой. Здороваюсь, представляюсь. Спрашиваю:
- Галина Даниловна, скажите, почему у вас так странно проходит досмотр багажа?
- А у нас нет этого, как его...(пауза).
- Интроскопа, - подсказываю я.
- Да, да. Он 10 миллионов стоит, таких денег у нас нет. У нас зарплаты по 30 тысяч в месяц, о чем вы говорите? - отвечает директор.
- А есть планы строительства нового здания аэропорта?
- Вроде обещают. Но когда это будет, я не знаю.
...Вот такие полеты, такая авиационная безопасность. Правила которой, как известно, написаны кровью и опытом нескольких поколений пассажиров и летчиков.
- Поезд надежнее. Этот самолет у нас уже и на одном моторе летал. В нем я прокручиваю всю свою жизнь, - говорит моя попутчица Ирина Котельникова из села Чара.
Жители Каларского, самого северного района Забайкальского края, - многолетние заложники такой "авиации". Ведь поездом от Чары до краевой столицы Читы ехать минимум двое суток с двумя пересадками.
Справка "РГ"
Аэропорт Чара относится к аэропортам регионального значения и работает только в светлое время суток. Сюда летают рейсы из Читы, Красноярска и Иркутска. В Каларском районе Забайкальского края работает крупнейшее в России предприятие по добыче меди - "Удоканская медь". Пассажиропоток этого аэропорта превышает 10 тысяч человек в год.