"Космическая булавка" и сосуды для вина. Памятники царства Урарту - в Пушкинском музее

Лев, бык и крылатые сфинксы - среди главных персонажей выставки "Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту - Харминуя - Армина", которая открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Львы и быки всюду - как символы власти и мощи. Бронзовый скипетр украшает изящно сделанная голова быка. Коленопреклоненный бык на голубом фоне - и на росписи малого зала царского дворца, что стоял на холме Арин-Берд. Крылатый лев замер в прыжке на чеканке мужского пояса из бронзы. Львы и быки шествуют по кругу поля щита, который "богу Халди, владыке, Руса, сын Сардури, … посвятил". Ободок щита покрыт клинописью. Изящество фигурок, тонкая работа мастеров, работавших в 730-713 годах до н. э., впечатляют и сегодня. Фигурка льва украшает и бронзовую фибулу, которая служила булавкой и украшением, и даже нежно-розовую агатовую пуговицу. Во-первых, это красиво. Насчет "во-вторых" уверенности нет. Но можно предположить, что фигурки были символами богов и играли роль оберега.

Нет, конечно, без котиков тоже не обошлось. Маленький котик, хранитель косметических средств, вносит домашнюю теплую интонацию в рассказ о древнем царстве эпохи раннего железного века.

Царство Урарту, располагавшееся в первом тысячелетии до нашей эры на Армянском нагорье, было одним из мощных государств древнего Востока, соперничавшим с Ассирией. Собственно, благодаря памятникам ассирийской письменности и дошли до нас первые упоминания об этом царстве. Ассирийцы писали клинописью, в том числе - вырубали (буквально) послания в камне. Такое послание товарищам потомкам от Ашшурнацирапала II, в котором он сообщает о походе на страну Наири (Урарту), можно увидеть на выставке. Письмо в камне - из коллекции Пушкинского. А рядом более поздняя, уже второй половины VII века до н.э. плита с царской надписью Сардури II - о заполненных зернохранилищах. Этот удивительный экспонат прибыл из Еревана, из Национального музея истории Армении.

Надо сказать, что борьба с древней Ассирией способствовала не только тому, что ассирийско-вавилонскую клинопись грамотные люди Урарту, владевшие иностранными языками, приспособили для своего языка. Язык Урарту, к слову, смогли начать расшифровать только в конце XIX века, гораздо позже, чем египетские иероглифы. Кроме письма Урарту отчасти обязано Ассирийскому царству и своим появлением. По словам историков, из-за амбиций древней Ассирии, властитель которой не очень скромно именовал себя царем Вселенной, племенам на Армянском нагорье пришлось объединиться в XII-IX веках до н.э. Племен было две группы. Одна - племена этиуни, которые занимали нагорье уже во времена бронзового века. Другие племена - собственно урартов, которые жили между озерами Ван и Урмия, - пришли, видимо, на эти земли чуть позже. Названием страны Урарту тоже обязана ассирийцам - так они именовали ее в своих надписях. Жители же страны называли ее Биайна.

На выставке можно увидеть не только сосуды, оружие, украшения, привезенные из историко-археологического музея-заповедника "Эребуни", из Музея истории города Еревана, из музея "Тапан" (некоторые из вещей впервые покинули Армению), но и раритеты из собственной коллекции Пушкинского.

Дело в том, что археологи ГМИИ им. А.С.Пушкина после войны, начиная с 1952 года, участвовали в раскопках крепостей Эребуни и Тейшебаини. Ядро собрания музея - находки совместной экспедиции АН Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая работала в 1952-1978 годах на холме Арин-Берд, где была урартская крепость Эребуни. Крепость эта - древний исторический центр Еревана, город был основан царем Аргишти I в 782 году н.э.

Гордость музея - монументальные росписи, найденные у храма бога Халди и в большом зале дворца Аргишти I в Эребуни. Их относят к VIII - IV вв. до н.э. На выставке впервые после реставрации представлены и части "карасов" - глиняных сосудов для хранения вина или зерна. На фрагментах этих сосудов сохранились надписи, указывающие, сколько вина или зерна они вмещали. Если учесть, что некоторые сосуды были под два метра высотой, то понятно, что вмещали немало.

Экспозиция начинается с памятников бронзового века этиунской культуры (ее еще называют лчашен-мецаморской), которая на Армянском нагорье существовала с XVI века до н.э. Среди самых впечатляющих - булавка с ажурным ромбом и круглыми выступами, в которой "спрятана" модель Солнечной системы - с Землей, Луной, Солнцем и планетами. "Космическую" булавочку (из коллекции ГИМа) датируют примерно XII веком до н.э.

Во времена, когда бронзу сменило железо, рядом с памятниками этой культуры появились и произведения урартских племен. Второй раздел выставки показывает вещи эпохи царства Урарту, утонченные, отмеченные влиянием ассирийской культуры. В третьей части проекта - находки более поздней эпохи Ервандидов, то есть VI-IV вв. до н. э., когда формируется древняя армянская культура. К тому времени земли Урарту вошли в персидскую империю Ахеменидов. Тогда же, в надписи царя персов Дария I появляется первое упоминания Армении на трех языках. На древнем персидском - Армина, на аккадском - Урашту, на эламском - Харминуя. Они включены в название выставки. Так что история Урарту на выставке становится прологом истории древней Армении.

Кстати

Впрочем, у этой выставки есть еще один сюжет. Он похож на послесловие, которое меняет оптику и позволяет эпос, уходящий в глубь веков и земли, почувствовать как часть современной интеллектуальной истории.

В последнем зале выставки можно увидеть небольшие альбомы 1950-х годов, похожие на те, что были тогда в семьях. Но в альбомах не семейные снимки, а фото раскопок. Рядом - блокноты с дневниками археологов, рисунки, реконструирующие орнамент росписей царского дворца…

До Второй мировой одним из главных экспертов по царству Урарту был археолог Борис Борисович Пиотровский, из Эрмитажа. После войны в 1949 году он учил методике раскопок урартских памятников сотрудников Древнего Востока ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тогда на раскопки холма Кармир-Блур в Армению музей отправил Ирину Михайловну Лосеву и Ревекку Ионовну Рубинштейн. В 1949 году как раз и была найдена надпись царя Аргишти I. А с 1952 года начались раскопки уже крепости Эребуни на холме Арин-Берд. И в них археологи Пушкинского участвовали вместе с учеными АН Армении. С 1959 года экспедицию Пушкинского возглавила Светлана Измайловна Хождаш. Она участвовала в раскопках царства Урарту почти двадцать лет. Памяти этой удивительной женщины, ученого, исследовательницы Древнего Востока, и посвящена эта выставка. В этом году исполняется сто лет со дня ее рождения.