31.10.2023 20:05
    Поделиться

    На рынке настенных покрытий усилилась конкуренция

    Спрос на обои в России начал восстанавливаться после прошлогоднего спада за счет импортозамещения. На рынке сейчас только 10% импорта, говорят представители отрасли. Но конкуренцию обоям теперь составляют другие отделочные материалы. Производители обоев готовы даже начать кампанию по популяризации своей продукции.
    Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Юлия Василькина

    По данным Росстата, обоев за девять месяцев 2023 года в России произвели 126,27 млн условных кусков, за тот же период прошлого года - 115,5 млн усл. к., но уровня сентября 2021-го пока не достигли - (143,4 млн усл. кусков). Если по итогам 2021 года выпустили почти 193 млн усл. кусков, то в 2022-м - 152,1 млн усл. кусков.

    По оценкам BusinesStat, продажи обоев и обойных покрытий в России немного снижались последние несколько лет, серьезное падение произошло в 2022 году, когда их реализовали на 20,9% меньше по сравнению с предыдущим годом, или 144,2 млн условных кусков. Эксперты связывают это с общим сокращением объемов реализации материалов для отделки жилых и нежилых помещений, а также с уменьшением количества сделок с недвижимостью. Повлиял и рост цен на строительные работы и материалы. В 2022 году цена реализации продукции увеличилась на 10,1% по сравнению с предыдущим годом. Ряд западных компаний-производителей основных компонентов для производства виниловых обоев остановили поставки и ушли с рынка. В 2023 г. рост цен продолжится.

    Для поддержки продаж производители планируют провести кампанию по продвижению обоев с мастер-классами для потребителей

    В условиях неопределенности люди откладывали ремонт на будущее. И только за счет больших объемов ввода в эксплуатацию новых зданий, которые начали возводить ранее, и повышенного спроса на квартиры с отделкой от застройщика удалось избежать дальнейшего спада.

    В этих условиях в 2023 году продажи обоев в России могут стагнировать, а с 2024 года - постепенно восстанавливаться. Но сдерживающее влияние будет оказывать увеличение доли индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода жилья в стране. В частных домах отделка стен обоями менее популярна, чем в квартирах, замечают в BusinesStat.

    Президент Ассоциации "РОСОБОИ" Алексей Щербаков пояснил, что объем российского рынка обоев в прошлом году снизился, но итоги трех кварталов этого года свидетельствуют о преодолении спада, и по итогам года показатели должны приблизиться к цифрам 2021 г.

    В 2022 году отечественные производители предприняли значительные усилия по замещению ушедших с рынка западных производителей обоев. При этом в популярном сегменте виниловых обоев процесс импортозамещения начался еще с нулевых годов. Тогда на рынке была только иностранная продукция. Основными импортерами были Германия, Италия и Украина.

    Сегодня импорт составляет менее 10% всего российского обойного рынка, а число ввозимых материалов с каждым годом снижается, отмечают представители рынка.

    Но теперь, говорят они, сдерживает рост нарастающая конкуренция обоев с альтернативными материалами для отделки стен. Все популярнее становятся краска, декоративный камень и штукатурка, флоковое покрытие, ЗД и МДФ-панели.

    В ассоциации рассчитывают, что в России все же любят обои. По данным исследований НАФИ, 33% из тех, кто делал ремонт в 2022 г., и покупали именно обои. Так что уступать рынок производители обоев не намерены.

    В первом квартале 2024 г. под эгидой ассоциации начнется глобальная российская программа по популяризации обоев в стране, в которой будут принимать участие ключевые производители виниловых и не только виниловых обоев, розничные игроки и ведущие DIY-сети наравне со специализированными розничными обойными магазинами, отметил Щербаков.

    В частности, планируется обширный ряд мероприятий, начиная с интенсивной просветительской рекламы и заканчивая многочисленными мастер-классами для конечных потребителей в местах реализации обоев.

    Поделиться