"Мы не можем найти слесаря-сварщика и токаря", - говорит бизнесмен из Новосибирска. Он 20 лет выпускает товары для туриндустрии. "А нам не хватает горничных, строителей, рабочих", - рассказал основатель турбазы в Республике Алтай Павел Кирьянов. - С кадрами очень нужна поддержка". Дефицит работников - болевая точка- многих предприниматели. Хочется сказать им - платите конкурентоспособные деньги и люди к вам потянутся!
Но недостаток финансов, особенно на этапе "рождения", тоже одна из проблем. С ней, казалось бы, справиться можно с помощью мер господдержки: грантов, налоговых льгот. По поводу первого - мнения разделились. Как рассказал Максим Кабаненко, руководитель безглютеновой пекарни в Омске, им с супругой удалось открыть свое дело именно благодаря грантам. А в прошлом году они получили грант как социальные предприниматели. В первом случае сумма была 400 тысяч рублей, во втором - полмиллиона. С Максимом не совсем согласен председатель правления некоммерческого партнерства "Алтайский союз предпринимателей" Юрий Фриц: "Такие точечные меры ставят предпринимателей в неравные условия. Кто-то смог получить поддержку, а кто-то не подошел по условиям. Нужно создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса в целом".
То есть снижать налоговую нагрузку, убежден Юрий Фриц. Для этого в новом нацпроекте предусмотреть налоговые послабления, которые коснутся большинства предпринимателей. "Изменить схему уплаты НДС, который отчисляют сразу после отгрузки товара, - перечисляет Юрий. - При широком распространении поставок с отсрочкой платежа это не совсем правильно. Расчет за товар еще не получили, а НДС уже должны уплатить. Лучше вернуться к схеме, когда выбирали - оплачивать налог после отгрузки или после расчета. Хорошей поддержкой стало бы снижение отчислений и с фонда оплаты труда. Они очень высокие, и это сдерживает процесс обеления зарплат. Не секрет, что у малого бизнеса в ходу "конверты".
Помочь начинающим можно, считает Юрий, и преференциями по "антиивестиционным" налогам, размер которых не зависит от оборота: на имущество, арендная плата на землю. "Предприятие еще не начало работать, а платежи, и немаленькие, уже обязано вносить, - подчеркивает он. - Если бы для всех начинающих действовали налоговые каникулы, это существенно увеличило бы инвестиционную активность бизнеса. Такие решения принимают власти регионов, поскольку администрируют такие налоги".
По словам Юрия Фрица, в Алтайском крае многие налоговые ставки установлены по максимуму. По налогу на имущество, например, ставка больше, чем в Москве и Петербурге. А с 2024 года краевые власти поднимают и стоимость патентов, в том числе для торговли, доля которой доходит до 65% в сегменте малого и среднего бизнеса региона. Так что бизнес ждет позитивных изменений не только в федеральном, но и в региональном законодательстве.
А еще бизнес рассчитывает на информационную помощь. Например, Павел Кирьянов предложил создать в Республике Алтай сервис по подбору участков земли для строительства баз отдыха. "На основе публичной кадастровой карты могла бы работать платформа, где представлены земельные участки для продажи с фото и всеми характеристиками - по аналогии с сервисами по продаже недвижимости", - поясняет предприниматель.
"Также для нас очень актуальной может оказаться помощь при выходе на внешние рынки, - добавляет омич Максим Кабаненко. - Процесс весьма непростой, и дополнительная поддержка будет неоценимой. А еще очень важна реклама, хотелось бы, чтобы государство активнее участвовало в продвижении товаров".
Наши собеседники надеются, что все эти проблемы будут учтены в новом нацпроекте. И он поможет дальнейшему развитию важного для страны сегмента бизнеса в продолжение нынешнего нацпроекта - "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России:
- Сейчас самое главное - создать условия для хорошего экономического самочувствия страны на долгие годы. Это значит, мы должны быть самодостаточными и не зависеть критически от зарубежных поставок. Обладать своими компетенциями, технологиями, чтобы самим производить самое необходимое.
Вот этим надо сейчас заниматься в первую очередь. Вкладываться в надежные национальные компании, которые будут жить и работать здесь. И не только сейчас, но и всегда. Создавать для них рыночные механизмы, преференции, офшорные зоны, как, например, на острове Русский, в Калининграде. Обеспечить условия не только для работы, но и чтобы было выгодно вкладываться в экономику страны. Своей!
В нише малого и среднего бизнеса сегодня самое перспективное направление, на мой взгляд, семейный бизнес. Мы активно работаем по этой теме последние шесть-семь лет. Вот будущее! Их производство - здесь, деньги - в российских банках. И, кстати, уже появляются семейные компании, которые готовы перейти в разряд крупного бизнеса. Например, такая есть в Ростове. В ней работает практически вся семья, которая управляет несколькими производствами. Такие компании надо поддерживать, помогать им становиться крупными.
Сейчас семейные бизнесы занимаются и сельским хозяйством, и медициной, и образовательными программами, и производством разнообразных товаров. Их уже почти пять миллионов, это две трети малого и среднего бизнеса страны. Но вот незадача - официально на федеральном уровне нет такого юридического понятия, как "семейная компания". Некоторые регионы принимают свои законы, выделяют их из общего числа, разрабатывают специальные программы поддержки. Такую работу, считаю, надо вести и на федеральном уровне, принять закон о семейном бизнесе. Есть очень важные нюансы, которые не предусмотрены в нынешнем законодательстве.
Кстати, семейные бизнесы лежат в основе многих мировых компаний, которые превратились в мощные концерны. Это тот же Siemens, он начинался как семейный бизнес братьев-изобретателей. А империя Фордов, Кеннеди? И в истории России есть свои семьи: Мамонтовы, Рябушинские, Морозовы... Давайте продолжим этот славный список.
Подготовила Татьяна Панина