Так, по мнению аналитиков Всемирного банка (ВБ), они могут подскочить сразу на 75% - до 157 долларов за баррель. В октябрьском отчете ВБ "Перспективы товарно-сырьевых рынков" указывается, что это может спровоцировать сокращение объемов поставок нефти на 6-8 млн баррелей в сутки. Затем подорожает и природный газ, особенно в странах Европы и Азии, а также уголь. О том, что же будет дальше с ценами на энергоносители в рамках текущего конфликта на Ближнем Востоке, рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.
По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ, эксперта аналитического центра ИнфоТЭК Валерия Андрианова, на сегодняшний день есть три варианта развития событий.
Первый из них - вооруженный конфликт не выйдет за пределы Газы, арабские страны ограничатся жесткими заявлениями и не примут участие в военной эскалации. В этом случае цены будут испытывать минимальное давление со стороны данного политического фактора и в крайнем случае будут приближаться к рубежу в 100 долларов за баррель (впрочем, этот уровень и так является целевым для стран-производителей и, думается, в любом случае будет достигнут за счет регулирования предложения).
Второй сценарий - это активное включение в боевые действие других сторон на Ближнем Востоке - в первую очередь, "Хезболлы", а в наихудшем варианте - и Египта. В этом случае цены действительно могут оказаться в коридоре 120-150 долларов за баррель, поскольку это приведет к резкому росту напряженности в Средиземноморье.
Наконец, третий сценарий, по мнению Андрианова, - это полномасштабное вовлечение в военный конфликт Ирана. "Как вариант - Тегеран наносит ракетный удар по Израилю, США в ответ блокируют поставки нефти из Ирана, а Исламская республика начинает блокаду Ормузского пролива. При таком развитии событий цены могут достичь 150 долларов за баррель и выше, так как будет существенно нарушена морская логистика", - рассуждает эксперт.
Но пока что события развиваются ближе к первому сценарию, говорит Андрианов. Израиль сокращает анонсированные ранее масштабы военной операции в Газе, а ведущие факторы ограничиваются громкими заявлениями. Поэтому на данный момент особой угрозы резкого взлета цен на нефть не наблюдается.
Инвестиционный стратег "БКС Мир инвестиций" Александр Бахтин отметил в разговоре с "РГ", что пока рассуждения ведутся в основном о гипотетических рисках, способных подхлестнуть цены на нефть до 150 долларов за баррель и выше. Он также согласился с тем, что наиболее драматичным для рынка нефти может оказаться сценарий расширения конфликта до регионального с вовлечением в него Ирана.
"Тегеран контролирует Ормузский пролив, через который транспортируется до трети всех морских поставок нефти и до четверти объемов СПГ. В случае перекрытия этого "бутылочного горлышка" или затруднения навигации по нему рынок может столкнуться с массовым срывом поставок, что неизбежно повлечет всплеск стоимости энергоносителей. Не будем забывать и том, что Иран - один из ведущих мировых производителей нефти и экспортеров ОПЕК", - объяснил Бахтин.
Вместе с тем, в слишком дорогой нефти в мире сейчас никто не заинтересован, констатирует инвестиционный стратег. Естественно, это нежелательно для ее крупнейших потребителей, таких как Китай, Индия. Крупнейшие производители, включая Россию, столкнутся с ослаблением спроса. В Европе и США могут опасаться экстремального удорожания энергоресурсов из-за угрозы нового разгона инфляции, которая только начала стабильно снижаться. Причем Вашингтону такое развитие событий было бы особенно невыгодно в свете приближающихся выборов 2024 года. В конечном счете сценарий с резким повышением цен на нефть мог бы привести к замедлению темпов роста мировой экономики, уверен Бахтин.
Это лишь опасения и предположения, но не факты, и пока нефть реагирует на происходящее в Израиле довольно сдержанно. Да, ситуация там остается напряженной и очень резонансной, но она является относительно контролируемой и все еще допускающей шансы на дипломатическое урегулирование.
"В ближайшее время вялотекущая напряженность способна поддерживать стоимость Brent вблизи 90 долларов за баррель, а сообщения о переговорах, деэскалации могут, напротив, оказывать на цены умеренное давление", - считает инвестстратег.
В свою очередь, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов уверен, что подобный взрывной рост цен, как это ожидают аналитики ВБ (до 157 долларов за баррель - прим. Ред.), вряд ли возможен. Мировая экономика за последние десятилетия стала более адаптивной и научилась преодолевать такие шоки, даже если они вызваны сложными геополитическими потрясениями, рассуждает он. Кроме того, в мире имеются серьезные признаки ожидания рецессии и соответствующего снижения спроса на нефть. Поэтому цены на нефть, даже в случае разрастания и масштабирования конфликта, не превысят отметки в 100-110 долларов за баррель. Однако связанное с этой динамикой увеличение инфляции может нанести гораздо больше вреда мировой экономике, подытожил Смирнов.