Было время, когда коза была практически на каждом деревенском подворье. Они продержались в хозяйствах дольше, чем коровы. Это и понятно: прокормить козу легче, да и места она занимает меньше. Однако в какой-то момент пасторальная картинка с пасущейся козочкой и прыгающими козлятами стала скорее редкостью, чем привычной деревенской приметой. Но в последнее время на селе интерес к этому виду живности возвращается. И причиной тому стали санкции 2014 года.
- Конечно, пока козоводство развивается в основном на уровне ЛПХ. Однако в Калужской области уже есть и несколько крупных козоводческих хозяйств, которые производят молоко в промышленных объемах и поставляют на переработку, - рассказала начальник отдела животноводства и племенного дела Минсельхоза Калужской области Инна Фетисова. - 10 лет назад ничего подобного в области не было. После введения санкций в стране начали появляться отечественные сыроварни. Им потребовалось хорошее молоко, в том числе и козье. Появился спрос - появились и фермы.
Кроме того, козоводство также представляет интерес в качестве направления, альтернативного свиноводству. В связи со вспышками АЧС региональный Минсельхоз предлагает ЛПХ и мелким фермерам, которым сложно обеспечить санитарную безопасность, переходить на альтернативные виды животноводства: козоводство, овцеводство.
- Сегодня спрос на козье молоко есть. И не только от сыроваров, но и от производителей детского питания, - рассказала Инна Фетисова.
Возрождать отрасль калужане стали с помощью импортных животных. Так, на экоферму "Климовская" в Юхновском районе в свое время завезли из Австрии коз зааненской породы молочного направления. Сегодня эта компания - уже племенной репродуктор. Так что зарабатывают не только на продаже молока на переработку, но и на реализации поголовья. Фермеры Владимир Пономаренко и Семен Бырля пошли дальше - построили в хозяйствах цеха по переработке козьего молока. А "Козий хутор" Ольги Каменевой уже стал довольно известным брендом. Для своих сыров, творога, йогурта она разработала фирменный стиль, упаковку, открыла и свой магазинчик. Примечательно, что все крупные козоводческие фермы, как правило, роботизированы, оснащены современным оборудованием.
И все же преобладают небольшие личные подсобные хозяйства. Причем есть такие и в городе. Так, хозяйство Ольги Хозеевой "Коза Седунь" находится в столице региона. А началось все 10 лет назад с посещения ярмарки сыра, которые практически каждый год проводятся в Калуге. Ольга по образованию зоотехник и ветеринар, ее дом - в Бушмановке: когда-то это была окраина города, а сегодня частные дома рядом с оврагом окружают многоэтажки. У нее и раньше были животные - лошади (теперь их пришлось перевести в загородную конюшню, где они занимаются иппотерапией), да и сейчас помимо коз живут ослик, пони, собаки, индюшки, куры. И к козам она подошла серьезно. Для начала посетила все доступные на тот момент встречи: в Туле давал уроки итальянец, прослушала два семинара в Москве, ездила к фермеру в Боровский район перенимать опыт. Остановилась на нубийской породе: молоко этих коз не имеет специфического запаха. Начинала с 12 козочек, которых закупила в Америке.
- Купила сыроварню. Оказалось, что готовить в ней удобно, а вот мыть - проблема. Научилась варить сыры без этого приспособления, - рассказывает Ольга Геннадьевна. - Я чувствую послевкусие от молока всех коз, от нубиек - нет. Но вообще все зависит от корма. Многие кормят комбикормом, а это основа и премиксы. Хороший дорогой комбикорм - на зерновой основе, а если на отрубях, шроте, то будет запах. Хотя есть люди, которые, наоборот, ищут именно "козий вкус". Как-то покупатель отказался от моего молока, не поверив, что оно козье.
Своих коз она доит руками, поскольку аппарат, как его ни промывай, дает неприятную нотку в сыре. Впрочем, у Ольги всего пять коз: три дойных и два козлика (больше, как выяснилось, и не надо), так что можно и руками подоить. Ежедневно каждая коза дает чуть больше трех литров молока. Ольга уверяет, что это оптимальное количество: если меньше, то держать невыгодно, больше - возникают проблемы с кормлением, поскольку коза работает на износ и ее начинают усиленно кормить. Кстати, такой удой можно получать и от российских коз. По словам Ольги, они ничуть не хуже. Все дело во вкусе: россиянки не дают нужного для хорошего сыра вкусового объема.
Сыроварением она увлеклась всерьез, делает несколько видов сыров. В неделю производит примерно 1,5 килограмма. Вообще расклад у нее такой: 12 литров молока в день, из них три-четыре литра идет на творог, примерно столько же - на йогурт, порядка пяти литров продается молоком. Молоко для сыра пастеризует и занимается им два раза в неделю. Выработка - 1,5 килограмма сыров в неделю. Продажа сыров полностью окупает сено, молока - различных добавок. "Но ведь и мы всей семьей тоже не покупаем никакой молочки", - подчеркивает Ольга. В семье Хозеевых трое детей. Старшей - 16, она мамина помощница, младшие - девяти и пяти лет - пасут животных.