31.10.2023 13:30
    Поделиться

    ПФО оказался в лидерах РФ по уровню долговой нагрузки

    Совокупный госдолг регионов ПФО достиг 714 миллиардов рублей. К 1 октября только Нижегородская и Ульяновская области снизили долговую нагрузку

    ПФО лидирует в России среди федеральных округов по уровню долговой нагрузки (соотношение объема госдолга к годовым значениям доходов без учета безвозмездных поступлений). По данным Единого портала бюджетной системы РФ, на 1 октября она составляет 53,9 процента. Кроме того, Приволжье в "пионерах" и по доле регионов, которые находятся по этому показателю в красной зоне. У половины (7 из 14) долговая нагрузка больше 50 процентов. Это Удмуртия, Мордовия, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области.

    В предыдущем месяце таких субъектов было восемь - выйти из красной зоны удалось Марий Эл (на 1 октября долговая нагрузка - 45,91 процента). Впрочем, в абсолютных цифрах обязательства региона по сравнению с началом года все равно выросли и составляют 12 млрд 578 млн рублей. В целом по стране число таких территорий за три квартала года увеличилось на три, достигнув 30. И всего два региона - Самарская область и Пермский край - могут похвастаться превышением собственных доходов над размером госдолга.

    Совокупный госдолг всех регионов Поволжья достиг почти 714 миллиардов рублей. С начала года показатель вырос еще на 75 миллиардов рублей, или на девять процентов. Стоит отметить, что ситуация ПФО не уникальна. Госдолг растет по всем округам и по большинству субъектов. Согласно данным Минфина России, объем госдолга всех субъектов РФ с начала года прибавил на 12,5 процента (достиг 3,14 триллиона рублей).

    Что касается долговой нагрузки, то среди округов снижение на 1 октября зарегистрировано лишь в Южном федеральном округе. Среди регионов ПФО уменьшение этого показателя произошло в Нижегородской и Ульяновской областях (на 7,4 и 3,5 процентного пункта соответственно). При этом в абсолютном выражении их долговые обязательства выросли. Скорее это говорит о том, что в большинстве случаев изменить ситуацию удается за счет роста доходов, а не сокращения заимствований.

    Мордовия - абсолютный лидер среди всех регионов России по уровню долговой нагрузки. Данные выглядят пугающими, но пять лет речь шла о 200 процентах. Так что сегодняшние 102,4 процента - неплохое движение вперед. Среди основных причин - значительные вложения в важные для региона события: празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и подготовка к ЧМ-2018.

    Кроме того, в регионе была введена бюджетная мера принуждения, которая накладывала на власти значительные ограничения по управлению финансами. Благодаря помощи федерального центра Мордовии удалось погасить свои рекордные долги, и в середине 2022 года с субъекта сняли все ограничения, а его долговая нагрузка снизилась впервые с 2010 года.

    На втором месте по России Удмуртская Республика с 96,85 процента долговой нагрузки, и вопрос ее снижения остается сложным. За сентябрь госдолг сократился за счет досрочного погашения бюджетного кредита от управления Федерального казначейства на 1,2 миллиарда рублей, а до того показатель вплотную приближался к 100 процентам. При этом республика привлекла бюджетные кредиты на опережающее финансирование в размере 191,3 миллиона рублей.

    Таким образом, госдолг на 1 октября составил 71,769 миллиона рублей. 93 процента суммы - это бюджетные кредиты (что характерно на данный момент для большинства регионов), семь процентов - государственные ценные бумаги. Кредитов в коммерческих организациях у республики нет.

    Как пояснил Роман Ефимов, вице-премьер Удмуртии, курирующий в региональном кабмине финансовый и имущественный блок, "за два минувших года мы перешли с дорогих коммерческих кредитов на дешевые бюджетные. Это значит, что только на выплатах по процентам ежегодно экономим до 1,5 миллиарда рублей".

    Как отмечает директор Удмуртского филиала Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Анна Овчинникова, рост госдолга республики - "результат длительного процесса, а не какого-либо одного решения. И объясняется отложенным эффектом вложений в развитие инфраструктуры, социальной сферы, в ряде случаев высоким уровнем расходов, который не привел к ожидаемым результатам, недостатком потока доходов, на который влияют как решения региональной исполнительной власти, так и внешняя конъюнктура".

    Среди причин вице-премьер Удмуртии Роман Ефимов обозначил, в частности, последствия тяжелого ковидного периода, которые экономика испытывает до сих пор. "В нашем бюджете до 78 процентов - расходы социальных направлений. И наша позиция - их не сокращать, потому что от этого зависит качество жизни людей, исполнение показателей нацпроектов", - подчеркнул он.

    Также к увеличению долговых обязательств региона привело замещение республикой кредитов муниципальным образованиям кредитами из федерального бюджета.

    Федеральный центр напрямую с городами и районами не работает. Так что в муниципалитетах коммерческий долг в 5,7 миллиарда рублей сократился, а долг республики на эту же сумму соответственно увеличился, что позволило муниципальным образованиям сократить расходы на уплату процентов банкам на 484 миллиона рублей.

    Для выравнивания долговой нагрузки власти республики выбрали три основных направления: увеличение доходов, сокращение и оптимизация расходов, управление госдолгом. Роста доходов регион планирует добиваться через поддержку отраслей экономики, субъектов малого и среднего бизнеса, а также за счет продажи неиспользуемого имущества и легализации теневой занятости.

    "Кроме того, мы участвуем в реализации федеральной программы 1704. Эта мера поддержки направлена на работу с инвесторами. Мы помогаем им создавать инженерную инфраструктуру для реализации их проектов, а федерация, в свою очередь, впоследствии будет списывать задолженность по бюджетным кредитам на сумму налогов, поступивших от этих проектов в федеральный бюджет", - поясняет Роман Ефимов.

    Среди расходов, которые могут попасть под сокращение, вице-премьер называет траты на содержание сети бюджетных учреждений. Также среди мер оптимизации - оценка проведения мероприятий через призму эффективности, совершенствование системы закупок и централизация бухгалтерского учета.

    Помимо этого, по словам собеседника "Российской газеты", привлечение кредитов осуществляется только для поддержания ликвидности бюджетного счета, а долговые обязательства погашаются досрочно.

    По данным регионального правительства, за девять месяцев 2023 года удалось сэкономить 335,3 миллиона рублей за счет использования краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.

    В то же время высокий уровень госдолга республики чреват "в первую очередь контролем и сокращением расходов, - полагает Анна Овчинникова. - Для обеспечения развития любого региона необходим определенный люфт для принятия решений, в том числе финансовый. К сожалению, с учетом высокой долговой нагрузки он не так велик".

    Среди негативных факторов закредитованности региона, которые отмечает Роман Ефимов, невозможность в полной мере воспользоваться принятым на федеральном уровне "инфраструктурным меню" в целях развития экономики.

    На днях рейтинговое агентство подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-, что означает "умеренный уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости региона", но при этом "более высокую чувствительность к воздействию негативных изменений экономической конъюнктуры".

    Как говорится в пояснении к рейтингу, "регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам".

    Между тем ситуацию с госдолгом Удмуртии обсуждал в сентябре на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава региона Александр Бречалов. Он отмечал, что объем налоговых отчислений в федеральный бюджет у республики выше, чем у соседей с более "весомыми" экономиками. По данным Росстата, за январь-июль 2023 года Удмуртия - на шестом месте в России по доле отчислений в казну и на втором - в ПФО, это 74,3 процента (140,5 миллиарда рублей). Выше и в рейтинге - лишь регионы с нефте- и газодобычей. В среднем субъекты страны отдают чуть более 50 процентов. В топе-10 по РФ кроме Удмуртии еще три региона округа: Оренбургская область - 80,3 процента (279,8 миллиарда рублей), Пермский край - 68,5 процента (300,9 миллиарда рублей), Самарская область - 64,7 процента (314,8 миллиарда рублей). .

    Поделиться