С 2015 года построили уже три очереди индустриального парка, который расположился в пределах городской черты Ставрополя. Его создали на месте завода автоприцепов "КамАЗ", который закрылся из-за экономического кризиса. Тогда это объяснили резким ухудшением ситуации на рынке прицепной техники в России - он сократился почти на 50 процентов и содержать производство в Ставрополе стало нерентабельно.
Теперь промышленный парк предлагает больше ста тысяч квадратных метров площадей, которые к концу 2023 года оказались полностью заняты, но спрос со стороны предпринимателей, которые хотят разместить здесь свои производства, остался.
- На данный момент проблема одна - для новых постоянных резидентов места нет, - заявил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. - Площади всех трех очередей парка заполнены под завязку. Давно назрела необходимость строительства четвертой очереди. Эту задачу мы решим совместно с компанией "КамАЗ".
Сейчас на территории промпарка работает 121 предприятие, на которых трудится около 1100 человек. За время работы парка из бюджета поступило больше 700 миллионов рублей, а частные вложения и инвестиции резидентов превысили 1,7 миллиарда рублей. По итогам деятельности за девять месяцев 2023 года резиденты получили выручку в 4,5 миллиарда рублей, а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 400 миллионов.
- Проекты четвертой очереди будут заявлены в федеральные программы государственной поддержки создания и развития промышленных парков и технопарков в 2025-2030 годах, - подчеркнул министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Иван Ковалев.
"Дорожную карту" проекта губернатор Владимиров подписал на ПМЭФ-2022 вместе с гендиректором предприятия "КАМаз" Сергеем Когогиным. Она предполагает строительство четвертой очереди индустриального парка площадью 40 тысяч квадратных метров. Инвестиции в проект составят два миллиарда рублей. Его планируется завершить до 2025 года.
- Всего таких промпарков у нас семь в разных областях: в Пензе, Ярославле и Ульяновской области, в Ставропольском крае, Татарстане, - рассказал гендиректор "КамАЗа" Сергей Когогин. - Везде на этих объектах - успех. Нет ни одной точки, где бы мы получили отрицательный результат. Это та технология, которая создает питательную среду для наиболее активных членов нашего общества.
Привлекают предпринимателей и крупные льготы - в Ставропольском крае и резиденты, и управляющие компании индустриальных парков имеют право воспользоваться низкими ставками налога на имущество в отношении новых объектов сроком на десять лет. Это позволяет вкладывать высвободившиеся средства в развитие производства. Кроме того, можно параллельно пользоваться господдержкой, в частности возместить затраты на создание, модернизацию или реконструкцию инфраструктуры парков.
Стоимость аренды одного квадратного метра производственных площадей в индустриальном парке в 2023 году составляет около 120 рублей в месяц. Похожие площади со всей необходимой инфраструктурой в Ставропольском крае стоят значительно дороже, особенно в отдельно стоящих зданиях. Причем цена выше даже за пределами столицы региона, например в Пятигорске или Михайловске. А там, где предлагают более низкий прайс за аренду, большие проблемы с транспортной доступностью и инженерными сетями.
Первую очередь индустриального парка открыли в 2015 году, вторую - в 2019-м, а третью - в 2021-м. Кроме того, в 2020-м здесь восстановили заброшенную железную дорогу, что позволило спустя 10 лет простоя вывозить вагонами произведенную резидентами продукцию и пользоваться железнодорожными подъемными кранами для погрузочно-разгрузочных работ.
В индустриальном парке "Мастер" собирают уникальные строительные 3D-принтеры. Ставропольская компания разработала аппарат для печати жилых домов с нуля и объявила об этом в начале 2021 года. "Пробу пера" провели в соседнем цехе - напечатали для предпринимателя двухэтажное офисное здание, где теперь располагаются кабинеты и часть складских помещений. По расчетам специалистов, строительство самой "коробки" принтером занимает около 24 часов, но сюда нужно также закладывать время на установку перекрытий и некоторые дополнительные работы, в которых аддитивные технологии не задействованы.