Напомним: в марте открылось постоянное движение по трассе Нарьян-Мар - Усинск, строительство которой началось почти сорок лет назад и периодически приостанавливалось. Дорога длиной 217 километров впервые в истории связала округ с автомобильной сетью России. Предполагается, что на все 12 месяцев в году. Вместе с тем далее трасса спускается на юг - в сторону Ухты. И вот тут у водителей всех без исключения транспортных средств начинаются реальные "Коми-трофи" - так в Нарьян-Маре окрестили единственную транспортную артерию "в мир".
Сейчас она интенсивно используется жителями и НАО, и Коми. Но накануне временного закрытия переправ (на период ледостава) предприятия и организации начали активно гонять по дороге большегрузы - чтобы успеть завезти все необходимое. А так как участок Чикшино - Кожва - Усть-Лыжа не имеет твердого покрытия, тяжелая техника размешивает и без того зыбкую проезжую часть до состояния каши. В октябре в ней одновременно застряли десятки машин.
- Стояла я сутки, другие больше. Легковых машин было примерно 30 штук (разбросанных на расстоянии 20-30 километров). В машинах были дети! В машинах кончался бензин! Немудрено - греть сутками автомобиль. У многих заканчивались еда и вода, помощи не было, так как грузовые тоже вставали, - пишет одна из участниц ЧС. - Я звонила 112, другие люди тоже звонили. Мы просили эвакуацию!
По ее словам, помощь пришла к утру - застрявшие на дороге машины пришлось эвакуировать тракторами на баржи и отправлять дальше, но уже по реке.
После инцидента в правительстве Коми сообщили, что взяли на контроль дорогу под Усинском: "Коллапс возник в ночь на 10 октября из-за фуры на летней резине, которая застряла в грязи. Остальные машины, следующие с парома, не смогли проехать. Все машины были вытащены из трясины, для предотвращения повтора ситуации на данном участке дороги экскаватор и бульдозер отсыпали канавы щебнем".
Жители двух регионов заявлениям властей поверили, на дороге их проверили и... снова начали буксовать. В итоге через три дня после рапорта правительства появилось обращение автомобилистов в соцсетях, которые они направили и в "Российскую газету":
- Когда то, что некоторые осмеливаются называть дорогой, станет дорогой, а не направлением, где застревают любые транспортные средства, отрывают бампера, ломают подвеску, а люди калечат психику уже не один год? - спрашивают жители НАО.
И демонстрируют видео, где трассу (хотя назвать ее этим словом язык не поворачивается) в буквальном смысле слова штурмуют большегрузы. Некоторые из них едут, а вернее, "плывут" по дороге "паровозиком" - тащат друг друга на тросах.
Тем временем автолюбительница из города Печора выложила в Сети видео своей машины, которую октябрьские хляби "заперли" на участке между Чикшино и Кожвой:
- "Противотуманка" вырвана целиком, подкрылки тоже, на заднем бампере две трещины. И дальнобойщики сидят, и легковушки, - констатирует ситуацию свидетельница дорожного коллапса.
Хотя летом трасса в районе Усинска все-таки чуть лучше, сильные дожди периодически делают ее непролазной. Причем если местные жители уже привыкли к постоянным ЧС и все равно ездят (куда деваться?), то гости региона, отважившиеся на опасное путешествие, повторять "подвиг" отказываются.
- Летом со всей России в Нарьян-Мар приезжали байкеры - решили покорить Крайний Север. В итоге обратно улетели на самолете, оставив своих "коней" у нас, - рассказала "РГ" жительница столицы НАО Ольга Тольева.
Одним словом, в ситуации явно виновата не "фура на летней резине". По словам министра строительства и ЖКХ Республики Коми Андрея Чибисова, из 1600 километров грунтовых дорог в республике 700 - это дороги с активным движением, причем на них есть участки, которые становятся непригодными для проезда в весенне-осеннее время. На их приведение в надлежащее состояние требуется 2,2 миллиарда рублей.
После многочисленных обращений людей в правительстве региона изъявили желание на два с лишним миллиарда рублей увеличить дорожный фонд. Для этого глава Республики Коми попросил "провести работу"... министра финансов Коми. Получается, что теперь все зависит от него - проведет или не проведет? Одним словом, когда удастся привести дорогу в порядок - неизвестно. Тем временем первые морозы успели "схватить" полотно трассы и в итоге получается, что путь на Крайний Север снова спасают не дорожные бригады, а наступающая зима.
- Сейчас будем опять ждать ледостава, морозов, чтобы намораживали реку Печору в районе переправы у села Усть-Уса. Тем временем чиновники нам говорят, что построена круглогодичная и круглосуточная дорога на большую землю, - пишут в "РГ" наши читатели. - Но получается, что до морозов лучше и спокойнее ездить в Нарьян-Мар, как и раньше, на пароме: и нервы в порядке, и машина цела.
Отметим, что запрет на проезд большегрузной техники (с весом более двух тонн на ось) по дорогам без твердого покрытия в Республике Коми пока не снят, а в начале недели снова ожидается потепление и, как следствие, потерянные бамперы на "круглогодичной" трассе. Тем временем жителям двух регионов в принципе все равно, когда в Республике Коми вырастет дорожный фонд.