Поделиться

Почему рыбаки не могут освоить квоту на мойву

Российские рыбаки получили самую высокую квоту на вылов мойвы за последние пять лет - 78,2 тысячи тонн. Об этом сообщается в недавно опубликованных итогах 53-й сессии Смешанной российско-норвежской комиссии, на которой обе страны договорились об условиях и объемах промысла водных биоресурсов, находящихся в совместном управлении. Больше мойвенная квота была только в 2018 году - тогда она составляла 82 тысячи тонн.
Мойва хороша свежей, и покупатели охотно покупают ее в путину.
Мойва хороша свежей, и покупатели охотно покупают ее в путину. / Лев Федосеев

Принято считать, что эта "народная" рыба пользуется популярностью на российском внутреннем рынке благодаря своей относительной дешевизне и вкусовым качествам. Однако сегодня килограмм дефростированной мойвы в Мурманске стоит 339 рублей, и, судя по всему, в этом сезоне дешевле она не станет. По словам экспертов, рыбаки не смогут освоить квоту, поскольку не имеют для этого достаточного количества судов и времени. Даже в прошлом году, когда квота на эту рыбу составляла чуть менее 25 тысячи тонн, полностью выловить ее не удалось, и в этой ситуации отражены те проблемы, которые сегодня переживает рыбная отрасль страны.

- Суда, которые обычно ведут промысел мойвы, одновременно работают и на путассу, - пояснил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. - На 2024 год квота на путассу также увеличена, поэтому ее освоение потребует больше времени и усилий. Кроме того, поскольку иностранные порты для нас закрыты, перегружать уловы мы будем в российских портах с огромными потерями времени. В Мурманске судно при выгрузке может потерять до двух суток - то нет причалов, то нет места в холодильнике.

Наиболее активный промысел мойвы ведется в феврале и марте. Если все суда отправятся ее ловить и потом почти одновременно повезут ее в Мурманск, в порту возникнет коллапс. На борту промыслового судна может быть до двух тысяч тонн мойвы, а на транспортном судне - около пяти тысяч тонн, и все это надо быстро выгрузить и сдать. Уже сейчас холодильники забиты почти полностью, а ведь еще даже не начались массовые поставки пелагических видов рыб.

Большой заинтересованности в промысле мойвы тоже нет, признается Константин Древетняк. По его мнению, популярность мойвы среди российских покупателей сильно преувеличена. В основном эта рыба годится только для жарки, а жареная мойва быстро надоедает. В итоге спрос на нее держится только в начале путины, а затем довольно быстро снижается. Что касается ее сегодняшней дороговизны, то в этом вина не рыбаков, а посредников. Если в прошлую путину мойву поставляли на берег по цене примерно 60 рублей и выше за килограмм, то в магазинах Санкт-Петербурга и Мурманска ее можно было увидеть по цене 260-320 рублей за килограмм.

- Помимо этого, она быстро затаривает холодильники, но при этом не создает рабочих мест на берегу: ее поймали, доставили на берег, потом продали, и на этом все, - говорит эксперт. - Большое количество мойвы прошлого сезона все еще лежит в холодильниках, а долгое хранение увеличивает ее цену. Ловить треску гораздо выгоднее для экономики, поскольку можно приготовить много разных блюд дома и выпускать из нее различную продукцию на рыбофабриках.

Кстати, о треске. Мойвенная путина начинается тогда, когда треска - гораздо более дорогой и "валютоемкий" вид - активно идет на нерест, и предпочтения рыбаков вполне понятны. Дешевле заплатить штраф за неосвоение квот на "низкомаржинальную" рыбу, не годящуюся на экспорт, но выловить больше трески, чем добросовестно ловить мойву и упустить немалую долю прибыли, подчеркивает владелец мурманского рыбного предприятия "Фреш Фиш" Александр Мананников.

Популярность мойвы среди покупателей преувеличена, да и цена на нее стала кусаться

Впрочем, по его словам, мойва тоже перестала быть дешевой. В прошлом году его предприятие закупало эту рыбу у двух рыбопромышленных компаний, которые продавали ее во время путины оптом не дешевле 78 рублей за килограмм. После окончания путины закупочная цена подросла до 86 рублей. В этом сезоне она наверняка станет еще дороже, поскольку растут цены и на электроэнергию для холодильников, и на топливо и промвооружение для рыбаков. Можно с уверенностью предполагать, что в этом сезоне рыбаки будут ее продавать по цене более 100 рублей за килограмм и в рознице ее цена наверняка не опустится ниже 300 рублей. Импортная мойва, которая поставляется из Гренландии, более крупная и жирная, будет стоить еще дороже.

- Львиная доля прибыли от торговли рыбой действительно достается перекупщикам, рыба доходит до потребителя через четыре-шесть посредников, и мойва тут не исключение, - подчеркивает Александр Мананников. - Как правило, это компании-"прокладки", у которых в штате пара человек. Все устроено так, чтобы накрутить цену и выжать из покупателя максимум прибыли. Все перекупщики используют комбинированную оплату - часть средств переводится безналом на банковский счет, а часть платят наличными. Эти "серые" схемы практикуют большинство рыбодобывающих компаний и перекупщиков.

Отсюда и недоступность рыбы, причем не только для покупателей в рознице, но и для небольших торговых предприятий. В Мурманске можно по пальцам пересчитать фирмы, которые могут выкупить весь улов судна, и при этом, как правило, их учредители находятся в Москве или Петербурге. Но продавать рыбу мелкими партиями чаще всего невыгодно. Индивидуальный предприниматель, желающий купить полсотни коробок тресковой печени, может столкнуться с тем, что с ним даже не станут разговаривать. Безусловно, есть предприятия, которые работают одинаково и с мелкими, и с крупными торговыми партнерами, но таковых меньшинство.

Решить эту проблему можно только комплексно, убежден эксперт. Одним эмбарго на экспорт рыбы, о необходимости которого говорят уже не первый год, тут не обойтись: рыбаки могут попросту начать перегружать рыбу в море. Если треска, уходящая на экспорт, останется в стране, ее нужно где-то хранить - значит, необходимо строить холодильные мощности и продавать компаниям-владельцам электроэнергию со скидкой. Импортное оборудование на судах, как правило, могут обслуживать только зарубежные специалисты, которым приходится платить валютой, и это еще одна причина, по которой рыба уходит за рубеж. Никакие санкции не остановят этот бизнес - просто услуги по ремонту судового оборудования стали еще дороже. Значит, необходимо максимум усилий направить на импортозамещение, чтобы весь комплекс услуг рыбаки могли получать в родных портах.

Кстати

Российская квота на треску на 2024 год уменьшилась на 20 процентов. Она составит около 200 тысяч тонн - почти на 50 тысяч тонн меньше, чем в текущем году. Это связано с "предосторожным подходом" ученых к эксплуатации запасов, поскольку потепление в Арктике влияет на основную кормовую базу трески, которой являются мойва и сайка. В частности, нерест мойвы несколько сдвинулся с конца зимы ближе к лету, также выросло ее потребление китами и тюленями.