Нововведений несколько. Во-первых, предлагается дать регионам право ежегодно устанавливать, в каких именно местах граждане смогут заготавливать кедровые орехи для собственных нужд и в каком количестве. Во-вторых, допускать к аукционам на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений будут только тех предпринимателей, у кого есть необходимая инфраструктура для производства. Иными словами - допустить к сбору даров природы только отечественных производителей.
На такие меры власти вынуждены идти из-за того, что нередко недобросовестные предприниматели направляют в леса бригады, которые под видом заготовки кедровых орехов для собственных нужд собирают их в промышленных масштабах. Или скупают у жителей таежных поселков, которые также ведут их массовую бесконтрольную заготовку.
В пояснительной записке к документу авторы инициативы уточняют, что бригады находятся в лесах весь период заготовки кедрового ореха (с сентября по декабрь). Как правило, работают без заключения договоров аренды и уплаты налогов. А при заготовке кедрового ореха часто применяют варварские методы: заготавливают несозревшие шишки, ломают вершины деревьев, используют металлические когти для подъема на деревья и другие приспособления, вызывающие повреждения хвойных деревьев.
Сейчас лесное законодательство предусматривает, что у жителей России есть право на свободное и беспрепятственное пребывание в лесах и заготовку пищевых лесных ресурсов для собственных нужд любых объемов. При этом отрасль переработки пищевых лесных ресурсов у нас фактически отсутствует, а продукция экспортируется в страны Азии, как правило, в непереработанном виде.
Как отметила зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель, в Азии поставленный из России необработанный сырой орех перерабатывается, упаковывается и поставляется в другие страны, в том числе - обратно в Россию. При этом его добавленная стоимость вырастает в 3-4 раза. Есть данные Федеральной таможенной службы: в прошлом году экспорт орехов в Азию из Дальневосточного федерального округа составил 7400 тонн. А недополученные из-за неурегулированного сбора и экспорта кедрового ореха доходы бюджета всех уровней превышают 1 млрд рублей, если год был урожайный.
Поправки в Лесной кодекс - не первый шаг в сторону ограничений на сбор и торговлю кедровым орехом. Так, 1 августа 2023 года постановлением правительства кедровый орех внесен в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, что способствовало предотвращению его незаконной заготовки и экспорта. Новые меры - следующий шаг.
Главное - сколько именно орехов в одни руки можно будет собрать в сезон для личного пользования, пока неизвестно. Но есть версия, что до 50 кг.
Тем временем Союз переработчиков дикоросов также предлагает ввести ограничения - для сборщиков ягод и грибов. А именно установить для них предельный размер доходов от этого вида деятельности - 2,4 млн рублей. Кроме того, общественники предлагают перевести отрасль на безнал, снизить для бизнеса НДС с 20 до 10% и разрешить экспорт собранных физлицами дикоросов. Эти и другие инициативы прописаны в модели реформы отрасли дикорастущих пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Документ также направлен в Госдуму, Совет Федерации, правительство, Рослесхоз.
Сейчас, чтобы собирать в лесу грибы, ягоды и другие дикоросы, предпринимателям надо взять участок в аренду, потому им проще покупать то, что собрали люди. Всего же сбором дикоросов в России промышляет 20% сельского населения, или 8 млн человек. В Союзе переработчиков дикоросов предлагают разграничить сбор дикоросов для коммерческих целей и личных. И сделать это, как раз определив максимальный размер дохода физлиц от их продажи.
"В структуре производственных затрат удельный вес затрат на закупку сырья составляет 70-80%, что является характерной особенностью этой отрасли. Чрезмерная налоговая нагрузка компаний-переработчиков по НДС ставит в неравное положение добросовестных налогоплательщиков и "уклонистов", получающих таким образом экономическое преимущество. Это, в свою очередь, ведет к развитию теневого сектора экономики", - считают авторы инициативы.
Кроме того, в Союзе предлагают ввести правило: расчет между предпринимателями и физлицами, продающими им дикоросы, должен быть только безналичным. Наличные операции часто остаются за рамками налогового учета и позволяют скрыть следы незаконной заготовки. А это, в свою очередь, не позволяет экспортировать продукцию.
Вячеслав Спиренков, замглавы Рослесхоза:
- Рослесхоз поддерживает предложения Союза переработчиков дикоросов по совершенствованию нормативного регулирования сбора и заготовки пищевых лесных ресурсов с учетом интереса граждан, заготавливающих пищевые ресурсы для собственных нужд, и предпринимательской заготовки. В ближайшее время заинтересованными ведомствами будет выработан механизм и внесены соответствующие изменения в законодательство.
Подготовила Светлана Задера