Конституционный суд РФ запретил штрафовать руководителей компаний-банкротов за неуплату налогов

Конституционный суд РФ запретил штрафовать руководителей компаний-банкротов за неуплату налогов.

Положения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предполагают взыскания с физических лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенные на организацию-налогоплательщика, постановил КС РФ.

С жалобой на то, что ей пришлось выплатить почти 12 миллионов рублей, в КС обратилась Людмила Ваулина, которая несколько лет назад была руководителем и единственным учредителем ООО "Грибной сезон". Гендиректором и учредителем еще одного ООО - контрагента первого - был ее знакомый. Налоговая проверка вскрыла, что "Грибной сезон" реализует мошеннические схемы, в том числе с использованием фирм-однодневок и фиктивного документооборота. К этому моменту компания уже была доведена до банкротства, но дело пришлось прекратить из-за отсутствия у фирмы имущества, способного покрыть даже судебные издержки. Поэтому руководителя и гендиректора привлекли к субсидиарной ответственности. Они должны выплатить в бюджет РФ 117,3 миллиона рублей: 81 954 720 рублей - основной долг, 23 704 631 рубль - пени, 11 700 883 рубля - штраф. Оспорить уплату последнего в судах не удалось.

Если вред - это непоступление налогов, то штрафы в возмещение вреда включать не должны

Судьи КС РФ пришли к выводу, что пункт 11 статьи 61.11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не противоречит Конституции РФ. Статья, которая регламентирует субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, устанавливает ее в размере всех требований кредиторов и непогашенных текущих платежей.

Вместе с тем правоприменительная практика, во многом опираясь на буквальный смысл действующих норм, исходит из того, что если невозможность исполнения обязанности должника по уплате штрафа наступила в связи с виновными действиями контролирующих лиц (в том числе теми, которые привели к формированию данной задолженности), то указанные лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в части соответствующих штрафов. Это подтверждается, в частности, судебными актами по делу заявительницы.

Однако в уже упомянутом постановлении судьи КС указали, что "понимание подлежащего возмещению вреда как включающего в себя не только недоимку и пени, но и штрафы, не уплаченные организацией, не может быть распространено на случаи возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе лицами, подвергшимися уголовному преследованию за налоговые преступления и вследствие этого привлеченными к деликтной ответственности".

Эту позицию, считает суд, можно распространить и на ситуацию Людмилы Ваулиной. Если вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет неуплаченных налогов (недоимки) и пеней, то штрафы - это карательная мера и в сумму возмещения вреда их включать не должны.

Дело Ваулиной подлежит пересмотру.