- Между нашими странами действует межправительственное соглашение от 2016 года, - рассказал корреспонденту "РГ" представитель Антимонопольной службы Санжар Кокошеров. - В рамках этого соглашения ежегодно формируется индикативный баланс между министерствами энергетики. На 2023-й он составлял 465 тысяч тонн бензина и 485 тысяч дизельного топлива. В начале октября нам удалось договориться об увеличении объема поставок до 650 тысяч тонн бензина и 550 тысяч дизтоплива.
По данным службы, годовая потребность в нефтепродуктах в КР составляет более миллиона тонн. В среднем страна в сутки потребляет 1780 тонн бензина и 1500 - солярки.
Антимонопольщики тесно взаимодействуют с Ассоциацией нефтетрейдеров КР для недопущения необоснованного повышения стоимости ГСМ и насыщения топливом внутреннего рынка. В результате такого сотрудничества, как отмечают в службе, цены на социально-значимые виды горюче-смазочных материалов остаются стабильными.
При этом ранее в ассоциации предупреждали о возможном возникновении в ноябре в республике дефицита ГСМ. Причина - отказ компании "Казахстан Темир Жолы" (Казахские железные дороги) согласовывать с КР месячные планы по перевозкам топлива.
- Казахская сторона заявила, что это произошло из-за огромного скопления транзитных грузов на переходах России и Казахстана, которые они не успевают оформлять, - рассказал глава Ассоциации нефтетрейдеров КР Канат Эшатов. - Но вскоре проблема была решена.
Ранее администрации железных дорог Кыргызстана и Казахстана отметили увеличение объема перевозок всех грузов по итогам девяти месяцев 2023-го, который вырос на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил четыре миллиона тонн.
- Благодаря увеличению беспошлинных поставок ГСМ из России в Кыргызстан, до конца 2023-го мы обеспечены топливом. Что касается дефицита некоторых видов бензина, то речь идет только о высокооктановой марке АИ-95. В структуре потребления она занимает меньше 10 процентов. АИ-92 - больше 85 процентов, а с его поставками все в порядке, - отметили в ассоциации.