Социальная реклама не призывает что-то покупать, она только учит хорошему. Позвонить родителям. Помочь немощным. Заняться спортом. И многому другому. Доброму. Все это может стать темой рекламных роликов. Потому что полезные привычки, так получается, нуждаются в рекламе.
Согласно проекту, каждый пятый рекламный ролик на телевидении должен стать социальным. Можно - больше.
"Наиболее яркими примерами социальной рекламы служат антинаркотическая пропаганда, агитация за здоровый образ жизни и охрану окружающей среды, кампании по формированию культуры соблюдения правил дорожного движения, социально значимые проекты, направленные на патриотическое и экологическое воспитание, воспитание духовно-нравственных и культурных ценностей, а также профилактику экстремистских проявлений, - говорится в пояснительной записке. - Действенность такого рода рекламы, по понятным причинам, напрямую зависит от ее количества".
Но сегодня, сетуют авторы инициативы, социальная реклама не всегда заметна. Закон обязывает СМИ отводить социальной рекламе всего пять процентов всех площадей или времени. Это правило касается и телевидения, и печатных СМИ, и рекламных щитов. Конечно, никто не запрещает распространителям рекламы давать больше социальных блоков. Но в большинстве случаев они ограничиваются минимальной планкой или чуть больше того.
"Таким образом, количество социальной рекламы в средствах массовой информации сведено до минимума, - огорчаются авторы инициативы. - При этом непрерывно ухудшается и качество такого рода рекламы, увеличиваются трансляция и публикация коммерческой, чаще всего безвкусной, преследующей исключительно материальные цели. Как следствие, утрачивается воспитательный потенциал, заложенный в понятии "социальная реклама".
Вместе с тем сегодня, на фоне уменьшения интереса общества к чтению художественных произведений, к классической музыке и искусству в целом, необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы по воспитанию патриотизма, духовности и единства среди наших граждан, в том числе те, которые входят в концепцию социальной рекламы".
Проще говоря, раз люди сегодня меньше читают, пусть хотя бы телевизор попытается научить их разумному, доброму, вечному. С этой целью группа депутатов Госдумы предложила внести поправки в закон о рекламе.
Проект обязывает рекламораспространителя выделять на социальную рекламу не менее 20 процентов годового объема распространяемой им рекламы, из которых не менее половины должно будет транслироваться в прайм-тайм.
Чтобы никто не попытался выдать, скажем, предрассветный час за лучшее время показа, проект дает толкование понятия "прайм-тайм". Это время суток, "когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию и размещение рекламы считается наиболее эффективным. В будние дни прайм-тайм устанавливается с 7.00 до 9.00 по местному времени, а также с 19.00 до 23.00 по местному времени. В выходные дни прайм-тайм устанавливается с 19.00 до 24.00".
Важность социальной рекламы подчеркивают многие эксперты. Например, рассказывают, что в свое время прошла большая кампания, пропагандирующая донорство. Благодаря этому проблема донорства крови была решена, утверждают эксперты. В этом есть вклад и социальной рекламы, заказанной минздравсоцразвития.
С 1 сентября этого года вступили в силу поправки в закон "О рекламе". Новые нормы ввели штрафы за отсутствие маркировки рекламы и непредставление данных о размещенной рекламе в Единый реестр интернет-рекламы. Распространители рекламы теперь обязаны маркировать рекламные сообщения в интернете уникальным идентификатором.
За за распространение рекламы без идентификатора (токена) или за нарушение требований к его размещению. гражданам грозит штраф 30 тысяч до 100 тысяч рублей. Юридическим лицам - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.