01.11.2023 18:30
Поделиться

Разбираются с бизнесом в духе лихих 90-х

Как ульяновский инвестор оказался на скамье подсудимых
Ленинский районный суд Ульяновска готовится огласить приговор предпринимателю Геннадию Соловьеву, за судьбой которого внимательно следят не только в регионе. Его дело может стать той самой лакмусовой бумажкой - индикатором, демонстрирующим отношение к инвесторам на местах. Не секрет, что после скрепления договоров инвестпроект может пойти не так, как предполагалось. И тогда в один миг из колонки бизнес-новостей легко угодить в криминальную хронику, а вместо грамот от региональной власти получить обвинение от прокурора, как это случилось с Соловьевым.

Несколько лет назад "Агрофирма Лаишевская", директором которой является Соловьев, инициировала инвестпроект по выращиванию и переработке овощей. В 2021 году о фирме глава регионального минсельхоза отзывался как об одном из крупнейших производителей овощей открытого грунта в Ульяновской области.

Как сообщали местные СМИ, по бизнес-плану требовалось 15 тысяч га земли сельхозназначения, размер предполагаемых инвестиций составлял 300 млн рублей. Проектная площадь земли была определена, исходя из экономической целесообразности. Но агропредприятие получило только 2,5 тысячи га.

Проект получил статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, которым оставался на протяжении почти семи лет. Лишь в мае 2022 года региональные власти лишили его особого статуса из-за формального повода - фирма не предоставила отчетность о ходе реализации проекта за 2021 год в разгар пандемии.

Двумя месяцами ранее, в марте 2022 года, силовики нагрянули с обысками к Геннадию Соловьеву, одновременно с этим производилась выемка документов в администрации Ульяновска и управлении архитектуры. В итоге обвинение предъявили только Соловьеву. 51-летнего фактического руководителя "Агрофирмы Лаишевская" обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он умышленно направил в органы власти ряд документов, по которым проект его коммерческой фирмы получил статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.

В связи с этим получил в аренду без проведения торгов ряд земельных участков, принадлежащих региону. После этого якобы создал видимость реализации проекта и предоставил в уполномоченный орган недостоверные сведения. Это позволило компании обвиняемого получить в собственность по договорам купли-продажи участки по цене, равной 20 процентам их кадастровой стоимости. Сумму ущерба, нанесенного региональному бюджету, следствие оценило в 209 млн рублей.

Защита обвиняемого настаивает, что процедуры с земельными участками проводились в рамках закона. Приобрести арендуемую землю в собственность может любой арендатор при условии, что он использовал выделенный ему участок по назначению и вовремя вносил платежи за аренду. Что касается суммы сделки по выкупу участков, то изначально земли сельхозугодий стоят дешевле, чем под индивидуальное жилищное строительство. Все дело в том, как подходить к оценке земли.

Защита обвиняемого настаивает, что процедуры с земельными участками проводились в рамках закона: приобрести арендуемую землю в собственность мог любой арендатор

- В суде были допрошены чиновники из ведомств, которые оформляют договоры аренды и выкупа земли. И они в один голос все сказали, что невозможно купить землю по рыночной стоимости. Даже если вы действительно напишете заявление, попросите торги организовать. Это законом не предусмотрено, - говорит адвокат Ирина Бондина. - Речь идет не о десяти сотках, а о тысячах гектар, которые либо государству нужно содержать, либо найти людей, которые будут их содержать. И для побуждения к тому, чтобы земли вводились в севооборот, обрабатывались, с них платились налоги, законодательно предусмотрено, что выкупить их можно за 20 процентов от кадастровой стоимости.

Защиту удивила и сумма ущерба, которую предъявило обвинение. Эксперты из Ульяновской лаборатории судебной экспертизы Минюста России оценили проданный участок в разы дешевле. Но обвинение взяло за основу экспертизу, сделанную Торгово-промышленной палатой Ульяновской области. Ее эксперт исходил при оценке ущерба из рыночной стоимости участков, хотя изначально они не могли быть проданы по рыночной цене. Поэтому ущерб получился в десятки раз больше, чем определила госэкспертиза.

Правоохранители заинтересовались сделкой спустя много лет. По стечению обстоятельств это совпало со сменой политических элит в регионе.

- Все было выкуплено согласно законодательству, и прокуратура согласовала. Да, если считают, что было выкуплено не по той цене, могли подать в арбитраж. В чем здесь мошенничество, непонятно. Складывается впечатление, что сложно закрыть дело, которое возбудили, - говорит эколог движения "Зеленая Россия" Александр Брагин, который следит за судебным процессом.

Наблюдают за ним и жители села, где находится агрофирма. 140 подписей набрала петиция в интернете в поддержку Соловьева, адресованная в Генеральную прокуратуру РФ. В ней жители отметили заслуги "Агрофирмы Лаишевская", которая помогала с застарелыми проблемами - дорогами, водой, светом, благоустраивала местный водоем.

Сегодня агрофирма продолжает работать, закупаются комбайны, готовится строительство зимних теплиц. Вот только предпринимателю, который восстанавливал хозяйство, грозит до 10 лет лишения свободы. Неужели можно любого собственника, который выкупил арендуемые земли, обвинить в мошенничестве? Или снова мы имеем дело с большими энтузиастами продемонстрировать свою власть и погубить производительный и нужный людям бизнес?