Закон о наставниках в регионе приняли 1 июля 2021 года. Автором инициативы выступила костромская прокуратура. После этого любой ребенок, состоящий на учете в подразделении полиции по работе с несовершеннолетними, получил право обрести куратора. Наставники работают на общественных началах. Они должны не просто присматривать за детьми, а принимать посильное участие в их учебе, воспитании и организации досуга.
К шефам предъявляются довольно строгие требования. Человек, готовый взять на себя такую ответственность, должен быть дееспособным, не иметь судимостей и положительно зарекомендовать себя в обществе. Назначение происходит с согласия опекунов и родителей. Мнением ребенка на этот счет интересуются, если он достиг 10-летнего возраста.
Пока наставников в регионе не так много, но, по словам председателя комитета Костромской областной думы по вопросам материнства и детства, молодежной политике и спорту Вячеслава Головникова, парламентарии преследовали "не количественную, но качественную" цель.
- Надо понимать, что кто попало в наставники не идет, - подчеркнул он. - Это уважаемые, авторитетные, известные на своих территориях люди. Это и общественники, и государственники, и муниципальные служащие. Понятно, что чужих детей не бывает, но не каждый готов взять на себя ответственность за судьбу ребенка. Принимая закон, мы не стремились выискать максимальное количество таких людей. Нельзя заставлять заниматься такими вещами из-под палки! По сути, мы дали желающим реализовать такую социальную функцию, перевели эту работу в юридическую плоскость. В шефы идут уже созревшие до такого решения, морально готовые люди.
Первыми наставниками для трудных детей в регионе стали народные избранники. Сейчас в Костромской областной думе восемь таких парламентариев. Один из них - Надежда Шелепова. Депутат взяла под опеку девятиклассницу из Костромы.
- У девочки было много свободного времени, которое родителям занимать некогда. Учиться ей было неинтересно, а интересно ей общаться со сверстниками. А придумывают они в свободное время что могут. И поэтому мы решили пойти в сторону трудового воспитания и выбора будущей профессии. У нас начал прекрасно работать региональный центр опережающей профессиональной подготовки. Мы тут же записались на индивидуальное консультирование. Пришли и с ней часа два проходили тесты, разговаривали, разбирали. И у нее голова повернулась, что про это надо думать и какая профессия ей ближе. И сейчас она учится, а после уроков два-три раза в неделю ездит в колледж бытового сервиса: осваивает профессию парикмахера, - рассказала депутат.
- Опыт нашего региона оказался очень востребован. Законодательные субъекты власти других областей просят у нас списать. В комитете лежат официальные обращения с просьбой предоставить концепцию и поделиться опытом реализации закона, - добавил Головников.
Кстати
К похожему видению механизма социализации и исправления подростков в России приходят и на федеральном уровне. Так, в начале 2023 года председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев поднимал вопрос о введении наставников для малолетних преступников и перевоспитания трудных подростков. Он предложил масштабировать опыт регионов и создать реестр шефов для трудных детей. Закон об этом направили в кабмин в августе этого года. Предполагается, что его можно будет использовать не только для юных правонарушителей, но и в отношении сирот.