Основатель нижегородской нейрохирургической школы Фраерман отметит 90-летие

Александр Петрович Фраерман - живая легенда, и тут нет никакого преувеличения. Он, кстати, до сих пор консультирует в нейрохирургическом центре, который носит его имя. Да и сама история нейрохирургии в Нижнем Новгороде тесно связана с этим именем. Александр Петрович - заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии и трижды - премии города.
Ученик и учитель - Леонид Кравец и Александр Фраерман
Ученик и учитель - Леонид Кравец и Александр Фраерман / из архива Леонида Кравеца

Основатель научной школы вырастил 24 кандидатов наук и четырех докторов наук. У него уже есть и ученики - "правнуки", образно говоря. Им впервые, еще в городе Горьком, выполнены и внедрены в практику каротидная ангиография (рентгеновская процедура визуализации сонных артерий), передний доступ к спинному мозгу на шейном уровне при травмах и остеохондрозах, чрезбрюшинный доступ при спондилолистезах, микрохирургическая техника, ультразвук и использование лазера при опухолях головного мозга.

Что забавно, нынешний светило в школе учился плохо и неохотно, а нейрохирургом стал, по его словам, случайно.

- Специальность выбирал по такому принципу - чтобы это было не связано с математикой, с ней я не дружил, - вспомнил Александр Фраерман. - И на первых курсах мединститута мне было неинтересно, ведь надо было много зубрить. Спорт - вот что меня увлекало! Волейбол, баскетбол. И тогда жена сказала: выбирай - или профессия, или тренировки. Будешь столько времени отдавать спорту - не станешь специалистом. И я немного отошел от спорта, стал больше заниматься учебой, а на третьем курсе увлекся хирургией. На четвертом курсе уже провел свою первую операцию - удалил аппендикс.

После мединститута уехал с женой работать в Кировскую область. И в первый же рабочий день в больницу привезли задыхающегося ребенка с дифтерией.

- Единственное, что его могло спасти, - трахеотомия,- поделился доктор.- Но как проводить ее, нас в институте не учили, преподаватели лишь говорили, что операция несложная и ее должен уметь делать любой врач и в любой обстановке: разрезать трахею и вставить трубочку можно даже в трамвае. Но я на тот момент ни разу не видел, как ее проводят. Поэтому пока аккуратно укладывал ребенка, чтобы трахея поднялась, нащупывал ее и осторожно разрезал - уже весь покрылся испариной. Зато моему пациенту сразу стало легче, и он начал откашливаться. Медсестры стали отодвигать меня от него, чтобы не заразился, но мне было не до того. Словно к месту прирос.

Затем в областной больнице решили открыть нейрохирургическое отделение, и Александра отправили на пятимесячную стажировку в Москву, в Институт имени Бурденко. Нейрохирургия тогда была молодой, развивающейся специальностью. В 1963 году в Горьком открылась нейрохирургическая больница № 39, он перешел туда, а в 1975-м возглавил нейрохирургический центр, созданный на ее базе. Очень часто возникали ситуации, когда он был единственным врачом, который мог помочь больному, и тогда его среди ночи вызывали в разные больницы города. И дежурств было до 15 в месяц - при норме четыре-пять.

- Он вообще большой трудяга, - рассказал "РГ" ученик Александра Петровича главный внештатный специалист-нейрохирург Минздрава России по ПФО, главный научный сотрудник группы микронейрохирургии Университетской клиники Приволжского исследовательского медицинского университета Леонид Яковлевич Кравец. - Всегда заряжен на действие и заряжает всех вокруг. Талантливый человек талантлив во всем. Он очень внимательный, наблюдательный, добродушный, открытый, деликатный. Стихи пишет. Но в то же время - жесткий в профессиональных вопросах. Не допускает вранья.

Сам по себе красивый человек, он и оперирует красиво, изящно - я засматривался. От него какое-то благородство исходит. Его кабинет был для меня чем-то вроде исповедальни - он здорово умеет понять, успокоить. Очень тонко чувствует людей. И все его любят - от лифтеров до министров. Аура у него такая - сразу в нее погружаешься. Харизматик. У него колоссальное научное чутье. И в то же время - осторожность. Думаю, он бы не одобрил, скажем, все эти западные эксперименты с внедрением чипов в человеческий мозг. Это все равно что топором ударить по тончайшему, загадочному механизму. Да и опасная это вещь и с нравственной точки зрения - все эти нейросети, искусственный интеллект. Они лишены морали. В преддверии юбилея желаю своему учителю сохранять тот свет, который от него исходит!

Справка "РГ"

Александр Петрович Фраерман - заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и психиатрии ПИМУ, первый президент Ассоциации нейрохирургов России, главный нейрохирург Нижегородской области и города, член редакционного совета журнала "Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко", член секции "Нейрохирургия" Ученого совета Минздрава России.

Родился в 1933 году в городе Горьком. Научные интересы Александра Петровича связаны с проблемами черепно-мозговой и сочетанной травмы, этому посвящена и докторская (1981 год) диссертация. Им опубликовано около 200 научных работ, в том числе пять монографий. В 1995 году в числе ведущих специалистов страны ему присуждена Государственная премия РФ за разработку актуальных проблем черепно-мозговой травмы.