В Екатеринбург на конкурс камнерезов и ювелиров привезли огромное "Древо жизни"

С первым снегом на крыльце старинного екатеринбургского особняка появилась яблоня - большая, в человеческий рост, переплетенные натруженные ветки гнутся под тяжестью наливных плодов. "Древо жизни", выполненное из бронзы и симбирцита, камня, похожего на янтарь, - экспонат выставки в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, где подвели итоги всероссийского конкурса "Металл, камень, идея".

- Конкурс проводится в Екатеринбурге 24-й год подряд и в этот раз собрал рекордное число произведений - 470 работ 279 художников из 21 региона, - говорит директор музея Юлия Ильина. - Яблоня Александра Уйманова прибыла из Москвы и стала первым экспонатом в номинации "Украшение интерьера", но размах веток оказался столь велик, что двери нашего музея, памятника архитектуры XIX века, не смогли вместить "Древо жизни", и теперь оно встречает посетителей, символично обозначив масштаб творческого состязания.

Экспозиция в четырех залах действительно заставляет замереть от восхищения, любуясь заключенной под стекло витрин красотой и мастерством российских гранильщиков, камнерезов и ювелиров. Причем открытость и доброжелательность, обычно не свойственные мероприятиям, где присуждают места и призы, приводят к тому, что наряду с признанными мэтрами свои работы отважно выставляют начинающие мастера, студенты и даже школьники. Шанс быть замеченным есть у всех, даже если не очень верилось в успех. Только начинающая путь в профессии Виктория Малкова, дизайнер из Челябинска, по ее словам, никак не могла подумать, что ее диадема "Венец алчности" из медных монеток удостоится диплома "За точно выраженный образ безвременья".

У камнерезов из Кунгура Максима и Ольги Шемелиных, ежегодно получающих призы конкурса за изделия из мягкого камня, "солирует" спил сосны, и этот эксперимент жюри тоже оценило. Как и шахматы "Кракенвил", дипломную работу выпускницы УрГАХУ Натальи Алексиной, где фигуры и пешки - осьминоги, причем каждый со своим характером, и невероятно трогательного динозавра: свесившись со скалы, он пытается достать травинку (композиция "Последний" Анастасии Лупповой, студентки Уральского горного университета).

Гран-при присудили проекту, над которым трудились екатеринбургский ювелир Денис Созин и двое его учеников. Направление, выбранное Созиным, искусствоведы называют "философской ювелирной скульптурой", и озадаченные зрители после объявления итогов долго рассматривали подвесы, составляющие диптих "Жизнь - есть самое удивительное путешествие". Философский смысл постичь непросто, неожиданное сочетание материалов (латунь, цирконы, кость, кожа, дерево) беспокоит глаз, но уровень мастерства бесспорен - это ли не идеал современного искусства?