Тюменский пенсионер потребовал уделить внимание истории трудового фронта

В 89 лет Юрий Андреев активен как никогда - ровесники вряд ли догонят, а молодые позавидуют. Общественных дел у ветерана труда, отдавшего судостроительному заводу имени 60-летия СССР почти полвека, не убывает, и все, как он говорит, "государственной важности".
Тюменскому судостроительному заводу в отличие от других предприятий, приближавших Победу, удалось составить и сохранить списки всех своих ветеранов войны и труда.
Тюменскому судостроительному заводу в отличие от других предприятий, приближавших Победу, удалось составить и сохранить списки всех своих ветеранов войны и труда. / Архив Юрия Андреева

Встречи с бывшими коллегами и школьниками, запросы-вопросы в учреждения-объединения, работа в архивах, наконец, ведение заводского сайта (в преклонные годы пенсионер освоил компьютер и интернет!) - только во второй половине дня. В первой бывший профессиональный пловец ездит на тренировки, помня поговорку про здоровое тело и такой же дух. Убеждения Андреева четкие: Тюменскому региону нужна комплексная программа сохранения памяти обо всех тружениках тыла, которые в Великую Отечественную войну помогали фронтовикам приближать Победу.

В первую годовщину стелы "Тюмень - город трудовой доблести" скульптора Дениса Стритовича, которую в октябре 2022-го открыли в сквере Машарова, на пересечении улиц Республики и Мориса Тореза, Юрий Артемьевич особенно энергичен. Свидетелей былого триумфа все меньше… Уходят люди - забываются имена. А надо по-другому: помнить, чтить, равняться. Причем особенно нуждаются в исторической правде подростки - ветеран понял это во время бесед с ребятами на открытых уроках. Колокольчик звенит - любопытные идут на звук. Значит, замолкать нельзя.

Сначала немного о нем самом - уж очень фигура интересная. В 1958 году выпускник Горьковского политехнического института имени Жданова Юрий Андреев приехал в Тюмень. Сибирский городок, ничем в те годы не примечательный, выбрал сам, поставив вузовскую комиссию в тупик. Он мог бы сбежать спустя три сезона отработки, но нет: корни крестьянские, намекающие на упорство, настойчивость, даже вредность, не позволили. Разве не стыдно улепетывать, когда можно стать полезным на новом месте?! В 32 года Андреева назначили главным технологом. Был замначальника оборонного цеха, заместителем главного инженера. Тюменский судостроительный завод, выросший из союза эвакуированных предприятий народного комиссариата судостроительной промышленности и местной судоверфи, - город в городе: 6,2 тысячи человек, множество корпусов, свои детсады, профилактории, подсобные хозяйства. А история какая: снабжение фронта торпедными катерами типа Г-5 конструкции Туполева, плавучие электростанции "Северное сияние"! А признание - Красное знамя Госкомитета обороны СССР, орден Отечественной войны I степени, директор Петр Потапов - Герой Соцтруда, 673 отмеченных медалями труженика тыла!

- Прошел с заводом 45 лет - буквально от кувалды до станков с ЧПУ и роботов. Великие люди окружали, рядом с ними нельзя лодырничать. Честность, серьезность, преданность делу - вот как мы трудились! - воодушевленно рассказывает Юрий Артемьевич.

В ноябре Юрий Андреев вместе с сыном начнет собирать из архивных кинопленок и фотографий документальный фильм о Тюменской судоверфи. Фото: Ирина Никитина/РГ

И мгновенно переключается на менее патетическое: накануне миллениума Тюменский судостроительный, как многие его собратья по всей стране, начал хиреть, разрушаться, пока окончательно не закрылся. Но разве вытравишь из памяти заводчан годы преданной службы в цехах? Андреев говорит: самым прозорливым оказался директор Потапов, еще в добрые времена распорядившийся на трехстах квадратах на втором элитном этаже административного здания организовать музей. Руководителем поставили Василия Блюма, авторитетного и неугомонного. Он возглавил поиск, систематизацию, хранение информации. После выхода на пенсию спасать "нажитое" перед окончательным крахом предприятия бросился уже наш герой.

- Будто беременный этим музеем был. Ездил туда почти каждый день три года подряд сканировать документы. Начал искать и приглашать за переговорный стол отдельные коллективы, записывать рассказы. Женщины встретятся - плачут, обнимаются да целуются, расстаться не могут. Общих воспоминаний у всех много. Хороших воспоминаний, - признается собеседник.

Был у бывших коллег святой уголок - мемориал "Судостроителям, отстоявшим Отечество ратными и трудовыми подвигами", где зажигали огонь при встречах. Его открыли еще в 1986-м. В 2015-м Андреев с единомышленниками обратился к властям с просьбой тут же установить один из символов Тюмени - макет торпедного катера. Тогда-то все и закрутилось: новые хозяева участка, который прежде занимала легендарная судоверфь, заявили о желании ликвидировать памятное место. Но вышло иначе: благодаря инициативной группе заводчан и прочих неравнодушных в 2018-м году к 90-летию предприятия и 100-летию Потапова появился целый мемориальный комплекс. А еще через год Юрий Артемьевич стал продвигать идею сохранения наследия всех 22 тюменских заводов: забыть о них - что без Родины остаться, площадки работали для фронта на износ.

- В православии как принято: человек совершает добрые дела - его причисляют к лику святых. По моему глубокому убеждению, каждый труженик тыла тоже должен быть отмечен! Фронтовиков в России научились считать. Есть понятный, логичный "Бессмертный полк". А почему не вспоминают тех, кто кормил, одевал, обувал и снабжал бойцов? На месте мемориала строймаша - развлекательный центр, на месте завода пластмасс, не спорю, есть памятная табличка, но закрыта рекламой. Музей ДОКа "Красный Октябрь" вместе с экспонатами ликвидировали, книги почета завода АТЭ оказались на свалке, а исторические документы "Механика", старейшего предприятия города, вообще лежат в столе в помещении заводоуправления. Я думаю, у руководства нет желания их сохранить и показать потомкам. Коллективам и собраться-то негде, - перечисляет активист.

Сетует он и на то, что сборники, альбомы, брошюры, которые изредка появляются к датам и прочим событиям, пестрят досадными логическими и фактическими ошибками. Мол, ждешь их как концентрат правды, а получаешь разочарование… К счастью, Андреев с молодыми помощниками успел создать сайт "Память о Тюменском судостроительном заводе" - фактически виртуальное хранилище сотен гигабайтов информации, за что три года назад на Всероссийском конкурсе интерактивных музеев получил лауреата. В областной архив передали артефакты - оригинальные снимки, картины, 22 макета судов… Но этого, конечно, недостаточно.

- Наши предложения конкретные, их при желании реально выполнить. Нужны общий электронный список тружеников тыла, история каждого предприятия, единый цифровой портал, конечно, памятные знаки в городе и книги без недочетов. Программе требуется финансирование, а исследователям - беспрепятственный и бесплатный доступ к архивам разного уровня. Философия простая: сначала фамилия человека, его дела, потом предприятие и вклад в Победу! Необходимо расшевелить общество. Задачи не местечковые, а государственные. Два года назад ветеранов завода было пятьсот человек, сейчас гораздо меньше. Уходят свидетели эпохи… - вздыхает Юрий Андреев.

Хотелось бы узнать, как у ближайших соседей по федеральному округу, в других регионах с сохранением памяти о трудовом фронте. Может, идеи нашего героя кого-то всколыхнут?