Белорусская вышивка оказалась сложнее, чем представлялось. Как мастер Галина Рудницкая открыла свою студию

Галина Рудницкая является признанным специалистом по национальной белорусской вышивке.
Галина Рудницкая является признанным специалистом по национальной белорусской вышивке. / Илья Швед
Жизнь становится намного интереснее, если подходить к ней творчески: таков девиз народного мастера Беларуси Галины Рудницкой, признанного специалиста по национальной белорусской вышивке. Только мастерица пошла еще дальше и превратила свою жизнь в творчество, поиск новых идей и технологии вышивки, организацию и проведение уроков, мастер-классов, курсов и семинаров.

...В небольшой студии по-домашнему тепло и уютно. За круглым столом склонились около десяти женщин и совсем еще юных девочек, каждая трудится над своей вышивкой. Ловко мелькают иголки. Ученицы прилежно отсчитывают нужное количество ниток, чтобы сделать правильный стежок. Иногда переговариваются: хвалят удачный шов подруги или показывают соседке свою работу. Атмосфера занятия напоминает давно забытую традицию домашних посиделок с рукоделием, когда женщины и девушки собирались с нитками и мотками пряжи и создавали своими руками красивые и практичные вещи для своих родных. Возможно, и современным леди не хватает таких вот душевных вечеров с рукоделием и возможностью пообщаться с соратницами по интересам.

На первом году обучения ученицы под чутким руководством члена Белорусского союза мастеров народного творчества Галины Рудницкой знакомятся с технологией вышивки и изучают отделочные швы: вышивку с протягом, роспись, крестик, мережки и краевые. Вроде, список небольшой, но он составляет базу, благодаря которой уже можно создавать не только яркие салфетки, но и необычайно красивые рубашки.

Самыми распространенными элементами в славянской вышивке были символы солнца, земли, воды и дождя

- Еще когда я работала на заводе инженером-технологом, стала увлекаться разными видами рукоделия, - вспоминает мастерица. - И мне тогда очень понравилась народная вышивка, но у меня было твердое убеждение, что вся она - только узоры, вышитые крестиком. И я очень долго так считала, даже научилась хорошо вышивать крестиком и думала, что уже профи в этом деле. А потом случайно узнала, что в педагогическом университете есть отделение, где обучают народным ремеслам. Решила попробовать поступить, и получилось. А на первом курсе уроки вела замечательный педагог Зинаида Ивановна Зимина, которая и показала, что белорусская вышивка гораздо сложнее и интереснее, чем мне представлялось. В этот момент я и поняла, что, оказывается, ничего не знала ни про национальную вышивку, ни про технологии создания узоров и швов, ни про значение орнаментов, что я ничего не умею и мне нужно многому учиться.

Новые знания помогли Галине Рэмовне определить ориентиры дальнейшего развития: она стала изучать разные виды швов, особенности вышивки в различных регионах Беларуси. А когда вышла на пенсию, начала активно путешествовать и посещать музеи, где представлены национальные костюмы.

- Так я открыла для себя мир вышивки. Стала собирать виды узоров, составлять классификатор по видам швов. Поскольку я все-таки инженер-технолог, то и к теме белорусской вышивки подошла не с точки зрения этнографии, а с позиций технологии.

Результат научного подхода мастерицы - не только многочисленные вышивки, но и издание методических пособий и образцов узоров по вышивке с протяжкой, декоративным швам, вышиванию крестиком и гладью.

- Хочу все эти техники, которые есть, проиллюстрировать в виде схем и узоров. А узоров у нас тысячи - и люди про них не знают. Я однажды нарисовала 30 страниц узоров. Смотрю на них и думаю, что это только маленькая часть орнаментов, которые использовались в одной местности. Сколько же нужно времени, чтобы нарисовать все узоры из всех уголков страны, чтобы сохранить и передать этот богатейший клад потомкам? Да моей жизни не хватит, чтобы это все изучить и подготовить пособия и классификаторы!

Действительно, традиции вышивки, как, собственно, и сами узоры, уходят корнями в глубь веков. Наиболее распространенным элементом в славянской вышивке был символ солнца, который на глади передавали в виде квадрата или ромба. Кроме солнца большое значение для славян имели символы земли, воды и дождя. На Руси было принято украшать подобными узорами обрядовые полотенца, простыни и особенно нательные и верхние рубахи. Расшитые вещи считались мощными оберегами. Исконные узоры также применяет и наша мастерица в своих работах.

Чтобы в полной мере наслаждаться вышивкой, Галина Рэмовна сократила список своих увлечений рукоделием до минимума. Каждую свободную минуту посвящает любимому делу и даже отдыхает с пяльцами в руках, считая вышивание лучшей медитацией.

- Часто вышиваю методические образцы для занятий. Да и с ученицами люблю заниматься, они своими вопросами помогают мне в создании пособий. Стараюсь писать так, чтобы предугадывать сразу и объяснять возможные непонятные моменты, - делится мастерица. - И для души тоже рукодельничаю. Недавно вот закончила вышивать калинковичскую рубашку, работала над ней девять месяцев. А еще мечтаю расшить лунинецкий наряд, в котором вышивка состоит из ромбов одного размера, но при этом в каждом - разные узоры. Это уникальный наряд, и кажется, что сделать его сложно. Но на самом деле просто нужны время, желание и вдохновение.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться