Белорусская вышивка оказалась сложнее, чем представлялось. Как мастер Галина Рудницкая открыла свою студию
...В небольшой студии по-домашнему тепло и уютно. За круглым столом склонились около десяти женщин и совсем еще юных девочек, каждая трудится над своей вышивкой. Ловко мелькают иголки. Ученицы прилежно отсчитывают нужное количество ниток, чтобы сделать правильный стежок. Иногда переговариваются: хвалят удачный шов подруги или показывают соседке свою работу. Атмосфера занятия напоминает давно забытую традицию домашних посиделок с рукоделием, когда женщины и девушки собирались с нитками и мотками пряжи и создавали своими руками красивые и практичные вещи для своих родных. Возможно, и современным леди не хватает таких вот душевных вечеров с рукоделием и возможностью пообщаться с соратницами по интересам.
На первом году обучения ученицы под чутким руководством члена Белорусского союза мастеров народного творчества Галины Рудницкой знакомятся с технологией вышивки и изучают отделочные швы: вышивку с протягом, роспись, крестик, мережки и краевые. Вроде, список небольшой, но он составляет базу, благодаря которой уже можно создавать не только яркие салфетки, но и необычайно красивые рубашки.
- Еще когда я работала на заводе инженером-технологом, стала увлекаться разными видами рукоделия, - вспоминает мастерица. - И мне тогда очень понравилась народная вышивка, но у меня было твердое убеждение, что вся она - только узоры, вышитые крестиком. И я очень долго так считала, даже научилась хорошо вышивать крестиком и думала, что уже профи в этом деле. А потом случайно узнала, что в педагогическом университете есть отделение, где обучают народным ремеслам. Решила попробовать поступить, и получилось. А на первом курсе уроки вела замечательный педагог Зинаида Ивановна Зимина, которая и показала, что белорусская вышивка гораздо сложнее и интереснее, чем мне представлялось. В этот момент я и поняла, что, оказывается, ничего не знала ни про национальную вышивку, ни про технологии создания узоров и швов, ни про значение орнаментов, что я ничего не умею и мне нужно многому учиться.
Новые знания помогли Галине Рэмовне определить ориентиры дальнейшего развития: она стала изучать разные виды швов, особенности вышивки в различных регионах Беларуси. А когда вышла на пенсию, начала активно путешествовать и посещать музеи, где представлены национальные костюмы.
- Так я открыла для себя мир вышивки. Стала собирать виды узоров, составлять классификатор по видам швов. Поскольку я все-таки инженер-технолог, то и к теме белорусской вышивки подошла не с точки зрения этнографии, а с позиций технологии.
Результат научного подхода мастерицы - не только многочисленные вышивки, но и издание методических пособий и образцов узоров по вышивке с протяжкой, декоративным швам, вышиванию крестиком и гладью.
- Хочу все эти техники, которые есть, проиллюстрировать в виде схем и узоров. А узоров у нас тысячи - и люди про них не знают. Я однажды нарисовала 30 страниц узоров. Смотрю на них и думаю, что это только маленькая часть орнаментов, которые использовались в одной местности. Сколько же нужно времени, чтобы нарисовать все узоры из всех уголков страны, чтобы сохранить и передать этот богатейший клад потомкам? Да моей жизни не хватит, чтобы это все изучить и подготовить пособия и классификаторы!
Действительно, традиции вышивки, как, собственно, и сами узоры, уходят корнями в глубь веков. Наиболее распространенным элементом в славянской вышивке был символ солнца, который на глади передавали в виде квадрата или ромба. Кроме солнца большое значение для славян имели символы земли, воды и дождя. На Руси было принято украшать подобными узорами обрядовые полотенца, простыни и особенно нательные и верхние рубахи. Расшитые вещи считались мощными оберегами. Исконные узоры также применяет и наша мастерица в своих работах.
Чтобы в полной мере наслаждаться вышивкой, Галина Рэмовна сократила список своих увлечений рукоделием до минимума. Каждую свободную минуту посвящает любимому делу и даже отдыхает с пяльцами в руках, считая вышивание лучшей медитацией.
- Часто вышиваю методические образцы для занятий. Да и с ученицами люблю заниматься, они своими вопросами помогают мне в создании пособий. Стараюсь писать так, чтобы предугадывать сразу и объяснять возможные непонятные моменты, - делится мастерица. - И для души тоже рукодельничаю. Недавно вот закончила вышивать калинковичскую рубашку, работала над ней девять месяцев. А еще мечтаю расшить лунинецкий наряд, в котором вышивка состоит из ромбов одного размера, но при этом в каждом - разные узоры. Это уникальный наряд, и кажется, что сделать его сложно. Но на самом деле просто нужны время, желание и вдохновение.