Будем честны - популярность Рэя Брэдбери среди читателей на "нет" никогда не сходила, но сегодня его книги вновь переживают волну неподдельного интереса. Еще бы - написано 70 лет назад, но - будто про нас и наше время. Поклонники то и дело сверяются - что уже из напророченного писателем сбылось, а что нет?
И с одной стороны, да, есть у фантастов такая удивительная черта - они всегда предсказатели. С другой - не о предсказаниях, конечно, думал Рэй Брэдбери, он просто писал о том, что волновало общество в начале 1950-х годов. И эти болевые точки поразительно рифмуются с "сейчас": угроза ядерной войны, опасности технического рывка и ненасытного потребления, тоска по более простой жизни… Эти темы поднимаются и в цикле "Марсианские хроники" (кстати, принесшем писателю славу), а потому в современном театре текст не выглядит искусственным, наоборот - поражает злободневностью.
Забегая вперед, вот лишь одна фраза, которую говорит в спектакле капитан Купер, глава прибывшей на Марс экспедиции: "Мы просто дети в коротких штанишках, шумные и непоседливые дети, которые носятся со своими ракетными и атомными игрушками. Но ведь когда-нибудь Земля станет такой, каков Марс теперь. Так что Марс нас отрезвит"… Отрезвит ли?
Итак, на красную планету прилетает группа космонавтов. Они вполне уверены в себе и своих силах, их задача - изучить это пространство, ведь у человечества на него большие планы. Начало спектакля впечатляет: пока космический аппарат садится, зрительный зал мелко потряхивает вместе с теми, кто в нем - под звук глухих голосов, координирующих приземление. Появившихся на сцене - то есть, на Марсе - настороженных астронавтов сходу накрывает вихрем красной пыли. Но это их не удивляет. Поражает другое - на горизонте, вопреки всем мыслимым и немыслимым догадкам, виден город. Группа делится на части: одни отправляются посмотреть загадочный населенный пункт, другие остаются охранять лагерь. По закону жанра тут и начнут тревожно развиваться события.
Надо отдать должное постановщикам - атмосферу триллера с его напряженными сценами, зловещими паузами, исчезающими один за другим героями сохранить действительно удается. За исключением нескольких затянутых сцен. Вокруг царит красный - это цвет самого Марса, но одновременно психологически он нагнетает, сигнализирует об опасности, о присутствии поблизости чего-то необъяснимого. Тоже - ход из кинофильмов.
И вот ирония - встречает колонизаторов вовсе не инопланетная цивилизация. Здесь, в миллионах километров от Земли, рука об руку с передовыми технологиями, буквально на пороге великого будущего - человеку все равно никуда не деться от себя самого и своей разрушительной силы. То, что астронавты принимают за проделки марсиан, на самом деле - их собственные призраки. Страхи, подавленные желания, чувство вины - все что преследует и не дает покоя, вдруг становится лицом к лицу и пытается наладить диалог. Выдерживают его не все.
В спектакле заняты молодые артисты Театра им. Гоголя. Яркие работы получились у Андрея Кондратьева - его капитан Купер - настоящий лидер, он до последнего пытается противостоять наваждениям и сохранять трезвый взгляд на происходящее (хоть у него и свои "скелеты в шкафу"), и у Егора Попова - он сыграл русского космонавта Юрия, обаятельного в своих жизнелюбии и открытости.
Режиссер Кирилл Ковбас рассуждает о человеке и человечестве - каким они видятся из огромного, бесконечного космоса? С такого ракурса мы не столь всемогущи, как иногда кажется, а точнее - почти беспомощны. Да и разве марсиане то и дело ставят под под угрозу существование нашего мира? Нет, снова - мы сами. "Марс нас отрезвит…"
Афиша
Ближайшие показы "Призраков Марса" - 10 и 23 ноября на Малой сцене. Стоимость билетов - от 500 до 2000 рублей.
"Мое имя вам ничего не скажет…", МХТ им. Чехова, 4 ноября
Письма, приходившие в Художественный театр в первое 10-летие его существования, в постановке Марины Брусникиной.
"Как я стал художником", Театр Наций, 4-6 ноября
Семейный спектакль-променад или, как определяют жанр создатели Дмитрий Максименков и Дмитрий Мышкин - "путешествие по необыкновенной квартире", в котором взрослые и дети смогут узнать себя.
"Довлатовские чтения", Московский театр "Сфера", 4 ноября
Чтения посвящены 40-летию со дня публикации повести "Заповедник" и 25-летию премьеры спектакля "Не любовь, а судьба", поставленного по повести Сергея Довлатова. На сцене - Дмитрий Ячевский.