Импортозамещение и кадры: Две главные темы российской IT-отрасли
По мнению главы Минцифры Максута Шадаева, сегодня острая потребность осталась лишь в 10% тех IT-решений, которые ранее поставлялись зарубежными производителями, при этом часть российских аналогов уже находится в работе, а компаниям-разработчикам предоставлены гранты. Представители бизнеса в целом согласны с такой оценкой, но отмечают, что разработка аналогов еще используемого иностранного софта - непростая задача.
"Количество российского ПО быстро растет, однако замена этих 10% может оказаться самой тяжелой и самой сложной. На 1 ноября текущего года количество российских операционных систем достигло 60, а количество систем управления базами данных (СУБД) превысило 70. Всего же продуктов в реестре отечественного ПО около 18 тысяч, и их количество постоянно увеличивается, - отметил сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко. - Такое тотальное импортозамещение в масштабах страны - это уникальный процесс, который не имеет аналогов. Китайское импортозамещение, которое началось раньше чем у нас, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в России, а европейские попытки получить небольшую технологическую независимость от Соединенных Штатов вообще провалились. До нас такую масштабную задачу еще никто не решил успешно".
Разработка такого ПО всегда была в зоне ответственности самих производителей. Другой проблемой стал узкоспециализированный софт, разработкой которого в каждой рыночной нише на протяжении десятилетий занимались лишь несколько компаний.
"Если рассматривать только программы для производственных систем аэропорта и не включать сюда типовое офисное ПО и операционные системы, то примерно у половины международных стандартизированных решений существуют российские аналоги. Они могут быть менее функциональны, но они есть. А вот среди другой половины программ, таких как, например, софт для системы обработки багажа или для управления ресурсами аэропорта (посадка/высадка пассажиров, обслуживание бортов, заправка) российских типовых решений нет, а те, что есть, нестандартизированные, несертифицированные и рассчитаны на небольшие инсталляции", - говорит директор ИТ-систем управления производством аэропорта Шереметьево Сергей Пашинский.
То есть компании, использующие уникальное зарубежное ПО, создали свои внутренние команды разработки для того, чтобы продолжить работу с ним. При этом часть таких команд планирует создавать уже собственное специализированное индустриальное ПО и предлагать его на рынок.
Выступая на IT-конференции СNews Forum, часть представителей российского IT-сообщества отметили, что окончательным успехом импортозамещения станет коммерческий успех системного российского ПО за рамками использования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) и регуляторной, грантовой господдержки. Они также подчеркнули важность отсутствующей сейчас полной совместимости российских программных продуктов и участие российских разработчиков в международных проектах открытого программного кода.
Количественной же метрикой успеха российских разработчиков софта, по мнению Ивана Панченко, станет тот момент, "когда российские ОС будут стоять на 50% процентах компьютеров журналистов, врачей, учителей и других обычных пользователей, а их смартфоны будут работать не под управлением Android, а на российской мобильной операционной системе".
Что касается нехватки кадров, то директор по информационным технологиям компании Kept (экс-KPMG) Дмитрий Иншаков считает, что нехватка IT-специалистов в компаниях может стать стимулом к их цифровой трансформации и обучению всех сотрудников "цифровым навыкам", а также созданию "кузницы IT-кадров" внутри самих организаций с привлечением людей из собственных смежных подразделений, таких как, например, "поддержка клиентов", а также стажеров и молодых специалистов начального уровня.