"Для того, чтобы начать свое дело, нужно: 1. Понять, какая сфера деятельности вас больше всего привлекает; 2. Сформулировать для себя, чего в этой сфере не хватает, и что вы сможете предложить, чтобы восполнить пробел; 3. Собрать команду единомышленников; 4. Найти место, где вы будете заниматься своей деятельностью, определить из каких источников будете финансировать свою деятельность на первом этапе; 5. Определить, кто станет потребителем ваших товаров или услуг", - рассказывает доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Он добавляет, что для самообразования предпринимателей сейчас есть достаточно широкие возможности, очень много переводной литературы, биографии, мемуары известных предпринимателей и гуру бизнеса, таких, как Стив Джобс, Уоррен Баффет, Илон Маск, Джек Ма, Трэвис Каланик, Джефф Безос, Ричард Брэнсон. Предпринимательские навыки можно получить в ведущих вузах страны - Финансовом университете, Высшей школе экономики, Российском экономическом университете.
"Многие начинающие предприниматели уловили тренд на рост популярности онлайн-продаж. И чаще всего начинают свой путь именно с работы на маркетплейсах. Это позволяет скопить капитал и расширить команду, обрасти связями с поставщиками и партнерами для достижения новых целей или перейти в иные сферы бизнеса", - уточняет Хачатурян.
Но работе на маркетплейсах тоже нужно обучаться, погружаться в специфику и нюансы. И тут для начинающих предпринимателей открывается масса возможностей - существует множество курсов на различных онлайн-площадках, в том числе и от самих маркетплейсов.
На начальном этапе работы предприниматель как правило действует в одиночку, но по мере роста бизнеса ему необходимо сформировать команду, которая будет ему помогать.
"Для того, чтобы трансформировать бизнес из продажи товаров на маркетплейсах в что-то более значимое, стоит определить с помощью команды, в какой сфере существует наибольшее число возможностей. Сегодня наиболее перспективным представляется технологическое предпринимательство, на инновационные технологии и решения существует значительный спрос и возможности поддержки со стороны государства", - отмечает эксперт.
Представлять свой новый бизнес можно на разных выставках, семинарах и ярмарках, которые проходят в различных инновационных центрах. Участвуя в таких мероприятиях, можно установить контакты с бизнес-ангелами, которые помогут развить идею и предприятие как финансово, так и консультационно, а также стать резидентом различных бизнес-инкубаторов, акселераторов и технопарков, в рамках которых можно рассчитывать на получения финансирования как от частных венчурных инвесторов, так и от государства или на взаимодействие с крупным бизнесом в части оказания ему каких-то услуг или разработки технологических решений.
"Любой бизнес требует 100% включения, поэтому прежде всего нужно ответить себе честно на вопрос - готов ли я 24 часа в сутки 30 дней в неделю 12 месяцев в году полностью отдаваться своему делу. Если готов, то можно начинать", - уверена доцент департамента логистики Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова.
При этом она предупреждает, что без ответственности в бизнесе делать нечего.
"Безответственность к своему делу может привести к потере коллектива, а хуже всего - к административной и даже уголовной ответственности. Предпринимателю нужно очень много знаний и постоянная их актуализация. Без этого очень сложно контролировать деятельность своего персонала. Например, "Малый бизнес Москвы" поможет начинающему предпринимателю в различных юридических вопросах, начиная от подборки документов для открытия ООО до разработки устава организации. Торгово-промышленная палата (ТПП) оказывает помощь представителям малого бизнеса. Огромное количество знаний от профессионалов отрасли можно получить на мастер-классах, к примеру, в столичном Экспоцентре", - поясняет Жильцова. Она добавляет, что тайм-менеджмент поможет не утонуть в океане проектов, бизнес-процессов, проблем, а также не потерять семью.
"Образование для бизнеса необходимо как воздух, ведь в экономике в целом, в правовом поле, производственных процессах, логистике, маркетинге, менеджменте, интернет-технологиях, бизнес-аналитике, деловых коммуникациях происходят динамические процессы. Получать новые знания можно разными путями. Если в организации развит патронаж, то можно отправить на обучение одного сотрудника, обладающего умением передавать знания другим людям. Хорошая практика - собирать рабочую библиотеку, покупая за счёт компании необходимую литературу в общее пользование. Более того, составляется список обязательных к чтению книг для новых сотрудников. Можно и нужно в целях нематериальной мотивации отправлять сотрудников на повышение квалификации в различные образовательные организации, и не только в своем городе, но и в другие города", - поясняет заведующий кафедрой предпринимательства и логистики Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова Дмитрий Завьялов. Он не согласен с расхожим мнением о том, что для занятия бизнесом должна быть "предпринимательская жилка". А если ее нет, то не стоит и ничего начинать.
"Предпринимательство - это не только создание стартапов, но и набор навыков, позволяющих находить новые нестандартные решения не только в экономике и бизнесе, но и в повседневной жизни. Это значит, что предпринимательству можно учиться. Схема "найди идею - возьми кредит - воплощай в жизнь" уже давно не работает. Необходимо знать и понимать, как исследовать рынок, как тестировать бизнес-идею и продукт, как делать расчеты ресурсного обеспечения и многое другое. Действия, основанные на знаниях, позволят правильно выявлять проблему и пути её решения, видеть возможности развития, разрабатывать жизнеспособные бизнес-идеи и продукты, подкрепленные грамотно рассчитанным финансовым и ресурсным обеспечением", - уточняет эксперт. И поясняет, что все идеи важно тестировать на практике - невозможно сидя в кабинете создать жизнеспособный продукт. "Общайтесь с людьми - потенциальными клиентами, предпринимателями, консультантами - это обогатит вас новыми знаниями, знакомствами и опытом и позволит увидеть перспективу", - добавляет Дмитрий Завьялов.
Сооснователь бизнес-клуба MOMENTUM.TOP Роман Мандрик, в свою очередь, обращает внимание: размер рынка и его темпы роста имеют ключевое значение. "Не надо начинать свой бизнес на узком рынке, будет очень тяжело", - отмечает эксперт.
Он также добавляет, что как можно скорее стоит вступить в прямой контакт с потенциальными клиентами: начните проводить исследования, опросы по поводу вашего продукта, затем начните продавать. "Так вы избавитесь от иллюзий по поводу своего продукта и поймете, что действительно нужно людям", - уверен Роман Мандрик.
Свой бизнес - это часто большой стресс и выход за рамки привычной деятельности. Хороший психолог поможет убрать те внутренние ограничения, страхи и установки, которые часто становятся барьером на пути к результату. Учитесь у других предпринимателей. "Расширяйте свое окружение: вступайте в предпринимательские сообщества, найдите ментора среди тех, кто добился успеха в своем бизнесе, приобретите членство в бизнес-клубе. Так вы сможете обогатить кругозор опытом других людей, получить практические знания, мотивацию и полезные связи для решения своих задач", - добавляет эксперт.