Эксперт Зотов рассказал, как бороться с пробками с помощью канатных дорог и электросамолетов

Последние 10 лет проблемы транспортной доступности в России решаются за счет развития систем общественного транспорта и цифровизации. Однако традиционные виды транспорта имеют лимитированный эффект и не могут решить существующие задачи на 100%. Вырваться за пределы ограничений предельной эффективности можно за счет добавления в систему новых элементов, считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Сергей Михеев/ РГ

В частности, развитие альтернативных видов общественного транспорта позволит перераспределить транспортные потоки таким образом, чтобы общая работоспособность системы могла преодолеть физический предел эффективности, создав новый, более высокий потенциал.

"Это стало необходимо, поскольку мощные транспортные потоки вызывают чрезмерную нагрузку на улично-дорожную сеть города и пригородов - в условиях непрерывно растущей численности парка автотранспорта и плотности потока на автомобильных дорогах темпы развития дорожной инфраструктуры отстают от темпов автомобилизации. Длительные задержки пассажиров и автотранспорта в пробках на дорогах носят регулярный и массовый характер, а возможности освоения внутригородских и пригородных пассажиропотоков железнодорожным транспортом используются не полностью, - поясняет "РГ" Илья Зотов. - Часто водная гладь разделяет часть города, при этом строить мосты не всегда рентабельно. Бывает, что жилая застройка не позволяет проложить новые дороги к микрорайону для вывоза пассажиров. К сожалению, многое строилось без привязки к транспорту и обеспечению транспортной доступности".

Альтернативные виды транспорта не так развиты в России, однако в каждом конкретном случае могут разгрузить город от многочисленных автомобильных пробок. Наиболее реалистичные виды альтернативного транспорта в городах - это монорельс, канатные дороги, водный и воздушный электротранспорт. Их введение в обиход позволит создавать дополнительные пересадочные узлы и осваивать новые физические пространства, перемещая часть пассажиропотока из горизонтальной плоскости в вертикальную.

В России было множество инициатив по строительству монорельса: он мог появиться в Воронеже, Краснодаре или на юге Москвы, но из-за сложности строительства и прохождения путей, низкой скорости (при этом существуют варианты ускорения движения) и малой провозной мощности от проекта было решено отказаться. Сейчас провозные мощности существующего монорельса в столице невелики и не превышают 3 тысяч пассажиров в сутки. При этом ежегодные затраты на эксплуатацию составляют около 1 млрд рублей. Трамвай, дублирующий данный маршрут, перевозит кратно больше, поэтому важно гармонично развивать все виды транспорта без дублирования или отказываться от одного из них.

"Водный транспорт имеет огромный потенциал для развития не только в части туризма, но и как полноценный вид городского транспорта. Самара, Волгоград, Новосибирск или Красноярск, а также многие другие города могли бы активнее развивать данный вид сообщения, - отмечает Илья Зотов. - Москва в 2023 году опирается на воду, запустив два речных маршрута на электросудах, но с учетом ажиотажа и малой вместительности судна приходится очень долго стоять в очереди для заветной поездки".

Для других городов среди барьеров развития водного транспорта может оказаться высокая стоимость флота. Важно создать сеть причалов и провести дноуглубительные и другие сопутствующие работы. При этом стоимость таких работ выйдет намного бюджетнее, чем строительство нового моста.

Если пассажиропоток устойчив, и ежедневно нужно перевозить тысячи горожан, то эффективнее построить канатную дорогу через водную гладь. Именно по этому пути пошли в Нижнем Новгороде, где в 2012 году был открыт один из самых известных и успешных проектов по запуску канатных дорог в стране. Спустя 11 лет работы действующая канатная дорога может перевозить больше 5 тысяч пассажиров за сутки, однако для этого важно провести соответствующую настройку. В Нижнем Новгороде планируют построить еще одну канатную дорогу в районе метро "Заречная" до парка "Швейцария", которая будет работать в единой связке системы городского транспорта.

Среди минусов данного вида транспорта стоит отметить необходимость импортозамещения и запуск производства кабин, а также других элементов. Плюсы - экологичность, бесшумность и энергоэффективность. Более того, такой проект обеспечивает скорость и снижает нагрузку на автомобильные дороги. "Успех нижегородского проекта не остался незамеченным, и Казань подписала соглашение в рамках KazanDigitalWeek с намерением построить сеть канатных дорог. Активно подобные проекты также обсуждались в Москве, в Самаре и Ростове-на-Дону, но будут ли они запущены в других городах без соответствующей федеральной программы, пока остается вопросом. Канатная дорога уже стала полноценным пассажирским транспортом, поэтому будет справедливо, если все виды транспорта будут получать комплексное развитие, дополнять друг друга и получать соответствующую поддержку", - комментирует "РГ" эксперт.

Проекты развития воздушного электротранспорта пока набирают обороты и используются в части логистики и в целях безопасности. Пройдет время, и будет создана соответствующая инфраструктура в рамках городов, скорректировано законодательное поле и запущено массовое производство таких транспортных средств. Цена на топливо в авиации - один из значимых факторов, поэтому электросамолет точно будет эффективен для использования, полагает Зотов. В России подобные варианты уже неоднократно были представлены. К ним относится, например, полностью электрический пилотируемый самолет "Сигма-4". Он развивает максимальную скорость до 100 км/ч и рассчитан на полеты дальностью 100 км, что для городских поездок - вполне рабочий вариант.

Важно, что все озвученные варианты позволяют снизить нагрузку на существующую традиционную транспортную инфраструктуру. Оценивать эффективность каждого отдельного альтернативного вида транспорта при этом сложно, поскольку взятый в вакууме сам по себе он может быть неэффективен. Например, почти везде в мире планово убыточным является метро.

При оценке эффективности альтернативных видов общественного транспорта необходимо уделить повышенное внимание показателям и критериям, по которым будет проводиться исследование. Для этого необходимо изначально представлять, каких макроэффектов ожидается достичь, и оценить, например, как система общественного транспорта повлияет на снижение аварийности, или как изменится общее время в пути для жителей конкретного города. Можно ожидать, что в будущем альтернативные виды общественного транспорта плотно войдут в жизнь - уже сейчас в мире растет понимание, что интермодальные перевозки являются одним из основных элементов устойчивой городской мобильности, о чем свидетельствует отечественный и международный опыт, отмечает эксперт.