И прошли те времена, когда цена мандаринов в Норильске к Новому году зависела от своевременной доставки партии фруктов теплоходом. Сейчас скоропортящийся груз, потребительские товары поступают к северянам ритмично, весь год. Это и подвоз промышленных грузов - техники, оборудования, стройматериалов на нужды норильских металлургов. И крупные инвестпроекты в Енисейском Заполярье реализуют без поправки на время года.
Летом основной грузовой транспортной артерией для севера Красноярского края является река Енисей. В год речники завозят около трех миллионов тонн грузов. Причем топливо и товары первой необходимости для удаленных населенных пунктов составляют лишь малую часть того, что транспортируют суда Енисейского речного пароходства. Основная грузовая номенклатура - песок и лес для нужд Норильского промышленного района.
Этой зимой основным драйвером для грузовых перевозок на Таймыр должен стать проект "Восток Ойл". На полуострове появится 15 промысловых городков и два новых аэродрома. А морской порт Бухта Север уже строится. Также от Туруханска до Таймыра протянется 800-километровый магистральный трубопровод. В рамках проекта построят несколько тысяч километров электрических сетей. Прошлой зимой для него доставили около 500 тысяч тонн грузов - техники, стройматериалов, трубной продукции. Не меньше будет и сейчас. Так что в ближайшие месяцы на причалах заполярных портов пусто не будет.
Россия сделала ставку на развитие Северного морского пути. Его основные инвесторы сейчас - крупнейшие российские компании. Именно они обеспечат грузопоток - углеводороды, металлы, уголь. Весомую долю здесь всегда занимали таймырские, прежде всего норильские проекты. В перспективе Северный морской путь станет полноценной транспортной артерией между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С точки зрения логистики арктический вариант морской трассы более удобен, чем через три океана и Суэцкий канал. На руку нам играет и глобальное потепление.
Пока грузовые рейсы для иностранных потребителей идут по каналу в пробном режиме. Но уже стал знаковым событием запуск регулярных контейнерных перевозок между Россией и Китайской Народной Республикой, которые продлились до октября. Так что Россия намерена в ближайшие годы расширить возможности этой морской трассы до максимума.
"Поставлена задача сделать навигацию по всему Северному морскому пути к 2030 году круглогодичной, - рассказал заместитель главы дирекции Северного морского пути ГК "Росатом" Максим Кулинко. - Десять дней в любое время года должен занимать проход судна по Севморпути. Должны работать не менее 13 ледоколов, надо развивать цифровые сервисы, спутниковые данные".