Но если до сих пор такого рода оценки воспринимались в качестве преувеличенных алармизмов, то нынешнее противостояние Израиля и движения ХАМАС (читай Палестины) вновь поднимает вопрос об "импотенции" международной организации. А кому в наше турбулентное время нужна структура, не способная на тушение горячих точек, но при этом проедающая солидные бюджеты. Если, конечно, ООН рассматривать исключительно как клуб по интересам, где встречаются единомышленники, чтобы вести с внешнеполитическими оппонентами нескончаемые дискуссии, тогда здание в Нью-Йорке свои функции выполняет в полном объеме. Другой вопрос, что эти споры не способствуют решению мировых проблем. Но этого, судя по оценкам мировых СМИ, от ооновской площадки больше никто не ждет.
Говорить о немедленном распаде ООН преждевременно, но принимать срочные меры к сохранению этой организации, похоже, поздно. В своем нынешнем виде она нежизнеспособна, а длительное время продвигаемая реформа ООН сегодня - малоэффективна. Ее центральное место занимает вопрос о расширении числа постоянных и непостоянных членов Совбеза в пользу африканских и латиноамериканских стран, а также государств так называемого Глобального Юга. При этом не оспаривается право ключевых держав применять вето в отношении не устраивающих их решений. Появление в Совбезе новых членов не повлияет на наличие противостояния, которое уже сложилось в Организации Объединенных Наций на всех ее уровнях. Предлагаемая реформа повысит градус дискуссионности на ооновских площадках, но мало прибавит им в вопросе эффективности. А на более глобальные перемены в ооновских кабинетах не хватит ни воли, ни финансов.
Лига Наций, которая продемонстрировала свою беспомощность перед началом Второй мировой войны, была в конечном итоге распущена после ее завершения за ненадобностью. Последует ли этим путем ООН, зависит от того, сумеет ли организация остановить палестино-израильское противостояние и не допустить изгнания палестинского народа из Газы. Заявления министра обороны Чехии Яны Черноховой, недовольной голосованием в Генассамблее по конфликту в секторе и призвавшей Прагу выйти из состава ООН, не случайный эмоциональный всплеск. В том же духе высказывается представитель Израиля, который обвинил генсека ООН в "кровавом навете" и потребовал его отставки. На другом полюсе мусульманский мир, который не менее возмущен тем, что Совет Безопасности оказался не в состоянии остановить убийство гражданского населения в Газе, а все резолюции на этот счет были ветированы. В своем выступлении на саммите БРИКС глава Китая Си Цзиньпин называл установление мира и справедливости - ключевыми задачами объединения. Но в нынешнем виде ООН помочь в реализации этих благородных целей не в состоянии. Вопрос лишь в том, насколько затянется эпоха разобщенных наций и анархии в международных отношениях и можно ли на ооновских обломках создать что-то новое. Или для этого потребуется разрушить все до основания и только затем приступать к строительству.
Последний сценарий выглядит более вероятным с учетом как минимум двух факторов. Во-первых, наличия большого числа претензий к деятельности ооновских структур, отражающих реалии прошлого века и оказавшихся не в состоянии приспособиться к изменениям века нынешнего. Даже сам факт размещения штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке уже выглядит анахронизмом и раздражителем. А если к этому добавить отказы в выдаче виз членам иностранных делегаций со стороны американской администрации, то это вообще становится "за гранью". Во-вторых, чрезмерное влияние на принимаемые в институтах ООН решения коллективного Запада, говорит о том, что тот не желает отказываться от управляющей роли в международных делах.
Чем выше окажется число жертв среди гражданского населения сектора Газа, тем призрачней выглядит сохранение роли ООН в качестве главного межнационального арбитра. Разумеется, в одночасье эта организация не исчезнет, но основные мировые игроки начнут - уже начали - подыскивать ей замену. Новый век требует новых форм в управлении миропорядком, даже если на короткий промежуток тот окажется во власти анархии. И один из полюсов этого миропорядка - БРИКС все решительней поднимает голову, отказываясь признавать главенствующую миссию Вашингтона.
Как заявила представитель Габона Лили Стелла Нгиема-Ндонг, "антагонизм" внутри Совбеза ООН делает невозможным прогресс в отношении сектора Газа. Чем дольше такого прогресса не будет, тем быстрее входящие в ООН страны начнут покидать организацию. Кто-то разочарованно уйдет по-английски, а кто-то - хлопнув дверью.
Но это неизбежно просто потому, что мировому сообществу пришло время строить новое "здание" для управления миропорядком. И тот, кто вовремя окажется среди соучредителей такой глобальной структуры, - тот в перспективе будет в выигрыше.