Но то был час российского триумфа. А меня больше поразил другой момент. Был в нашем фигурном катании год, когда все чемпионы Турина-2006 вдруг и разом ушли в профессионалы. Сколько же тогда критики, и часто несправедливой, упаднической вылилось на тренеров, руководителей. А Олег Протопопов написал письмо в Федерацию фигурного катания: верю в российский спорт и в наших фигуристов.
Семейная пара жила в маленьком швейцарском местечке Гринельвальде своей, заполненной лишь любимым фигурным катанием жизнью. Именно оно, скромная пенсия, выступления в шоу давали средства на существование. Но тут дело совсем не в деньгах. В поэзии на льду. Их единственным детищем было и осталось фигурное катание. В зимнее время радость доставляли вечерние тренировки, на которые пара выходила как следует размявшись и подготовившись. Вечерние, потому что в это время плата за лед была символической. Лет десять назад их приглашают в шоу, где Белоусова - Протопопов с достоинством откатывали великолепно поставленную артистичную программу.
Был момент, когда казалось, что тяжелая болезнь больше никогда не позволит Олегу Алексеевичу выйти на лед. Но он преодолел недуг. А в ответ на советы поберечь себя ответил, что мечтает умереть именно на льду.
Но несколько лет назад скончалась Людмила. Детей у фигуристов не было: они не могли позволить себе пропустить хотя бы сезон. Решение было принято давно, казалось им единственно верным. После смерти Людмилы Олег Протопопов остался совсем один.
Он не был простым человеком: упрямый, иногда даже упертый, мог, разозлившись, наговорить такого… Его было невозможно переубедить. Для двукратного олимпийского чемпиона не существовало авторитетов. Никаких компромиссов. Знаю это по собственному опыту общения. Он признавал только "за" и "против". И единственным человеком в мире, до конца понимавшим своего рыцаря, была его верная Людмила. С которой он, однако, бывал суров, несмотря на искреннюю и взаимную любовь.
Но все искупала неимоверная верность фигурному катанию. Наверное, такого фанатизма этот вид спорта не знал и больше никогда не узнает. За это Протопопову можно было простить все.
Последние годы давались тяжело. Он переживал, нервничал: дом, где он жил теперь один, хотели перестраивать. И куда идти человеку, которому за 90?
Знаю, что связи с Протопоповым поддерживал почетный президент Федерации фигурного катания на коньках Валентин Писеев. Поздравлял с днем рождения, с праздниками. Какова же сложная штука - жизнь. В 1970-е годы, когда спортивная карьера чемпионов завершалась, отношения между Федерацией и фигуристами осложнилось. Но прошли годы, все встало на места. Забылись прежние обиды, уступив место взаимному уважению.
Вторые после победителя Олимпиады-1908 в одиночном катании Николая Панина-Коломенкина олимпийские чемпионы в нашем Отечестве и первые, выигравшие золото в советское время.
Лед, на котором они творили, никогда не растает...