Закупку электробусов организует подконтрольное городу ГУП "Пассажиравтотранс", которое объявило аукцион на поставку 40 двухсекционных электробусов особо большого класса с ночной зарядкой. Получение городом новых машин будет организовано при помощи услуг финансовой аренды, стоимость лизинга составит 4 млрд 251 млн рублей. Таким образом, один электробус обойдется Петербургу более чем в 106 млн рублей. Победитель аукциона, итоги которого будут подведены 22 ноября 2023 года, должен будет поставить электробусы двумя партиями, в июле и октябре 2024 года.
По данным конкурсной документации, предметом поставки являются двухсекционные трехосные электробусы особо большого класса с четырьмя дверями, низким уровнем пола и аппарелью для входа и выхода инвалидов на колясках. Пассажировместимость каждого электробуса должна составлять от 105 мест, в том числе не менее 36 мест для сидения, не менее четырех мест для лиц с ограниченной мобильностью и не менее одного места для размещения инвалидов в креслах-колясках.
Все электробусы должны быть выпущены не ранее 2024 года, иметь запас хода как минимум 240 километров на одной полной зарядке. Техзаданием предусмотрено, что электробусы будут работать без подзарядки полную дневную смену, после чего ночью заряжаться на стоянке в специализированном парке. Максимальное время заряда с 20-процентной до 100-процентной емкости батареи должно составлять не более шести часов, а срок службы блока тяговых аккумуляторных батарей - не менее семи лет.
Для сравнения: в Москве, еще пять лет назад взявшей курс на замену автобусов электробусами, пассажиров на ста маршрутах по всему мегаполису перевозят уже 1250 электрических машин, для них построены два электробусных парка и оборудованы свыше 250 ультрабыстрых зарядных станций. Только в текущем году "Мосгортранс" запустил 23 новых маршрута. По планам московской мэрии, в 2024 году доля электробусов в парке наземного транспорта достигнет 30 процентов, а в ближайшие пять-шесть лет автобусы с двигателями внутреннего сгорания в столице полностью уйдут в прошлое.
Санкт-Петербург же впервые заказывает партию электробусов для постоянной транспортной работы. До этого электрические автобусы брались только в тестовую эксплуатацию. В настоящее время на маршрутной сети Петербурга работает всего 13 электробусов вместимостью от 75 до 153 пассажиров. Они обслуживают три маршрута, курсирующие в Центральном, Василеостровском, Петроградском и Приморском районах.
Кстати, выбор Петербурга в пользу электробусов с многочасовой ночной зарядкой, а не машин с быстрой зарядкой, объясняется тем, что создание разветвленной инфраструктуры быстрых зарядок в Петербурге связано с очень большими вложениями в энергосети. Организовать ночную зарядку десятков или даже сотен электробусов в парке, один раз подведя к нему необходимые электрические мощности, оказалось проще и дешевле.
…Итоги конкурса, объявленного в Петербурге, станут известны в конце ноября, но потенциальные претенденты на победу уже известны. Два двухсекционных электробуса ("гармошки") были представлены в мае 2023 года на фестивале SPbTransportFest-2023. Ими стали белорусский E433 Vitovt Max Electro от компании BKM Holding и российский "Орион" от АО "Транс-Альфа" (Вологда). Помимо них в тестовой эксплуатации у петербургских транспортников находится еще одна машина производства КНР.
Тем временем в промзоне "Ржевка" на востоке Петербурга в октябре текущего года началось строительство парка для электробусов, где они будут заряжаться и проходить техническое обслуживание. Первую очередь парка, на 132 машины, планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году, вторую - в 2026-м. Общая вместимость парка составит 385 электробусов, они будут обслуживать маршруты в Красногвардейском, Калининском, Выборгском и Приморском районах, где много новых жилых комплексов, нуждающихся в общественном транспорте.
Однако электробусы в любом случае в ближайшие годы не смогут претендовать на пальму первенства в петербургском наземном транспорте. Большинство перевозок здесь осуществляется автобусами на газомоторном топливе - их на городских улицах уже более трех тысяч. При этом в Петербурге сохранили регулярное движение троллейбусов, изначально являющихся "зеленым" видом транспорта. Но и сюда пришли инновации: из 840 городских троллейбусов уже 224 единицы составляют машины с увеличенным автономным ходом (ТУАХ), то есть троллейбусы-электробусы. Они выходят на десять маршрутов в новых районах, где частично или полностью нет контактной сети. До конца 2023 года в город поступит еще 30 таких машин, и закупки будут продолжены.
В городском комитете по транспорту отмечают, что условия дорожной инфраструктуры в разных районах Петербурга столь разнообразны, что единого решения для них нет, и помимо упомянутых видов экологически безопасного транспорта будет активно развиваться и трамвай, особенно на выделенных линиях и в центре города.