Казанская икона Богородицы: кто из великих молился у иконы и чем дело кончилось

Молю Казанскую Богоматерь о том, чтобы скорее вернуться из ссылки "к вам с молодостью, воспоминаньями и еще новой поэмою", писал 24 марта 1821 года Пушкин из Кишинева поэту Гнедичу. В день праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери "РГ" решила выяснить, кто еще из великих молился перед знаменитым образом, когда это было и чем дело кончилось.
"Казанская икона Божьей Матери". Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

1. Молиться перед Казанским образом Божьей Матери начали с момента чудесного обретения святыни. В 1579 году, после страшного пожара в Казани, девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли образ удивительной красоты - по-видимому, лик Богородицы был спрятан в земле кем-то из христиан во время гонений. После обретения иконы начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594-м священник Ермолай сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших исцелений. В историю вошли имена девочки Матроны и священника Ермолая, ставшего впоследствии знаменитым патриархом Гермогеном и сыгравшем важную роль в спасении страны в Смутное время.

2. В те дни, когда в России началась смута, образ Казанской Божьей Матери был не просто известен, но и почитаем как чудотворная икона - целительница. А вот "Спасительницей земли Русской" Казанскую стали называть уже после страшного периода смуты. "Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие - все угрожало неизбежной погибелью земле Русской", - писал в XIX веке Михаил Загоскин. Казалось, гибель страны и порабощение народа неизбежны: Москва занята поляками, по стране, раздираемой междоусобицами, бродят банды разбойников и мародеров. Предатели-бояре избирают на Московское царство польского королевича. Народ безмолвствует. Голод, разруха, эпидемии. Патриарх Гермоген томится в плену, но ему все-таки удается передать в Нижний Новгород воззвание, призывающее идти на Москву, унимать грабежи, стоять за братство и уповать на защиту Богородицы.

"Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!" - взывает патриарх Гермоген (ноябрь 1609 года).

Нижегородцы откликаются на призыв, к ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список нашей иконы князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны, и, подкрепленные благодатной помощью свыше, укрепляемые молитвой, 22 октября 1612 года по старому стилю (4 ноября по новому) дружины народного ополчения берут штурмом Китай-город. Через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулирует.

"Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского", В. Савинский (1882г.)

3. С этих пор Казанская икона Божьей Матери стала особенно любима, по стране ходит множество ее списков, многие из них тоже прославлены как чудотворные. Один из таких изводов - Каплуновская (Казанская) икона Божьей Матери, образ знаменит тем, что перед ним горячо молился Петр Великий накануне Полтавской битвы. Каплуновская икона полностью повторяет иконографию Казанского образа, а имя "Каплуновская" указывает на место нахождение и почитания - село Каплуновка (ныне Сумская область Украины). Каплуновская (Казанская) была известна как чудотворная икона с 1689 года. Слава о ней передавалась из уст в уста, и вскоре достигла Москвы, где об иконе узнал царь Петр I. Накануне Полтавского сражения икону носили по всем войскам и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что и сам Петр I неоднократно молился перед чудотворным образом. А после победы под Полтавой царь принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу и ковчег, на нижней доске которого была вырезана надпись: "В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери".

"Петр I в Полтавской битве", Луи Каравак (1718г.).

4. О даровании победы перед святыней молились и в 1812 году, один такой молебен - при отбытии М.И. Кутузова в действующую армию - хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все. Молился Кутузов перед Петербургским списком Казанской иконы Богородицы. А в том же 1812 году, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. В честь Петербургского извода еще в 1811 году по повелению Павла I был построен Казанский кафедральный собор, ставший после 1812 года храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов.

"Молебен Кутузова перед сражением", Н. Самокиш (1910г.).

5. Молитва А.С. Пушкина именно перед Казанской иконой Богородицы неслучайна. Есть свидетельства, что образ Казанской был в доме у Пушкиных, бывал Александр Сергеевич и в Казанском соборе на Невском проспекте, помнил он и знаменитую Казанскую икону Божией Матери, в честь которой и был построен собор. Южная ссылка поэта закончилась только в июле 1824 года, но все же вернулся из нее поэт, как просил, молодым. Что касается поэм, то за это время были "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы". А еще "Песнь о вещем Олеге", множество стихотворений, ставших хрестоматийными, в это же время Пушкин начал и работу над "Евгением Онегиным".

"Путешествие Онегина", П.П. Соколов (1891 г.).

6. 22 ноября 1914 года в 47-м номере журнала "Нива" было опубликовано стихотворение поэта серебряного века Сергея Городецкого "У Казанской Божьей Матери".

"У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд.

Жены, дочери и матери Перед Ней с мольбой стоят…"

Шли первые месяцы Первой мировой войны, казалось, сам воздух был пропитан тревогой, и строчки Городецкого звучали вовсе не как поэзия, как репортаж - к спасительному образу шли толпы.

7. В годы Великой Отечественной войны афишировать свою религиозность было небезопасно. И все же у нас есть уникальное свидетельство архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о том, что всю войну рядом с маршалом Георгием Константиновичем Жуковым была Казанская икона Божией Матери.