Театр Karlsson Haus привез в Воронеж "Зверский детектив" и "Маму Му"

Два спектакля одной из самых интересных "кукольных" трупп Санкт-Петербурга показали на фестивале "Маршак". "Зверский детектив" и "Мама Му. Счастливая корова" режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич основаны на эпизодах из детских бестселлеров и сочетают в себе занимательность и лиризм. История обитателей Дальнего леса изобилует параллелями с современным российским социумом, а приключения Коровы и Ворона заставляют мечтательно вздохнуть мам, сидящим в декрете.

"Зверский детектив" по книге Анны Старобинец на сегодня имеет уже несколько версий в театре и кино. В Karlsson Haus этим сюжетом заинтересовались, возможно, раньше всех. И не прогадали. Динамичный и трогательный спектакль вызывает у публики целый спектр реакций на юмор - от доброй улыбки до горькой усмешки.

В отношениях зверей, которые договорились не есть друг друга (и постоянно проверяют этот запрет на прочность), много узнаваемого. Волк не трогает зайцев, но без зазрения совести поглощает жуков. Лиса выбирает веганское эрзац-мясо, но при удобном случае выговаривает себе у лесных стражей закона право задушить курицу в обмен на ценные показания. Полицейские Барсук и Барсукот (звериные Холмс и Ватсон) очень стараются соблюдать, так сказать, процессуальные нормы, но играют в злого и доброго следователя со всей хитростью и жестокостью. А "социально незащищенные граждане" ведут себя самым возмутительным образом!

Куклы в постановке играют роль скорее декоративную. В арсенале лишь несколько плоских фигурок, к которым сыщики примеряют разные портреты фигурантов дела, отрабатывая версии загадочного вечернего убийства Зайца. Но кукольников недаром называют универсалами: молодые актеры Karlsson Haus отменно владеют и искусством драматической игры. Так, один и тот же исполнитель (в Воронеже это был Михаил Хлюнев), молниеносно меняя в кулисах пушистые шапочки, перевоплощается то в циничного Грифа-криминалиста, то в безобидного тусовщика Койота с легкой формой шизофрении, то в дрожащего Жучка, который боится предать других зверей своим молчанием больше, чем быть раздавленным при попытке поднять голос.

Для "Мамы Му" режиссер выбрала одну из историй в одноименной серии Юи Висландер и Свена Нурдквиста. Незамысловатый рассказ о том, как запертая в хлеву Корова мечтала поплавать в реке, покататься на велосипеде и забраться на дерево, а трезвомыслящий Ворон убеждал ее принять свою судьбу. "Мама Фу" - дразнит он неуклюжую подругу, вся жизнь которой проходит в тесном стойле под жужжание мух. Но та упорно идет к своим целям. И даже когда коровья голова поддается апатии, тело само собой карабкается на сиденье велосипеда.

Довольно тихий и размеренный спектакль рассчитан в большей степени на малышей детсадовского возраста, однако мамам и папам на нем есть о чем задуматься. Ведь нередко они выступают в роли Ворона не только для своих детей, но и друг для друга. В финале публику ждет кукольная "конференция TED" с мотивационной арией Мамы Му (в ее выступление, к слову, вшита цитата из Александра Володина - для знатоков) и… шанс шепнуть героине на ухо свое заветное желание. Взрослые, уже провалившиеся в детство, используют этот аттракцион едва ли не с большим энтузиазмом, чем ребятня. С Коровой общаются примерно так же, как с Дедом Морозом!

"Дети часто загадывают желания не для себя, а для Мамы Му. То ли не понимают, что можно какую-то выгоду поиметь, то ли хотят так выразить симпатию, - рассказал Михаил Хлюнев. - Желают, чтобы Мама Му научилась еще плавать или лазать по горам. Дважды уже желали обрести сердце, как Железному Дровосеку. Взрослые просят, чтобы был мир и все здоровы, загадывают что-нибудь для детей или для семьи".