"Театральный проект 27" показал в Воронеже историю "новой Пеппи"

Спектакль по популярной повести "Тоня Глиммердал" норвежской писательницы Марии Парр представили на фестивале "Маршак", который проходит в Воронеже до 6 ноября.

Постановка входит в репертуар петербургского "Театрального проекта 27", но создана командой москвичей под руководством режиссера Ивана Пачина.

Историю о решительной и чуткой девчонке, которая продолжает линию Пеппи Длинныйчулок в XXI веке, разыграли с помощью мелких бытовых предметов, которые найдутся в любой детской. Получился легкий, веселый, по-своему поэтичный рассказ для юных зрителей - и глубокий, растравляющий и тут же лечащий душевные раны для взрослых.

Десятилетняя Тоня - единственный ребенок в деревушке Глиммердал. Для девочки главное в жизни - "скорость и самоуважение". Любопытство, вулканическая энергия, бесстрашие и самостоятельность действительно роднят ее с Пеппи. Правда, папа Тони не капитан дальнего плавания, а крестьянин-домосед, в отличие от мамы, которая почти не живет с семьей, потому что изучает таяние льдов в Гренландии. Дочке она присылает электронные письма. У Тони куча игрушек (красные деревянные домики, пупсы и куклы, эмалированная кружка, бумажная лента и проигрыватель с виниловыми пластинками) и всего один друг. Зато какой! Нелюдимый старик Гунвальд - ворчун, молчун, иногда даже грубиян, но прекрасный слушатель и мастер на все руки, способный собрать снегокат и сварить лучший в мире какао.

Гунвальда воплощает актер театра имени Маяковского Сергей Быстров с накладным горбом, в парике и свитере с оленями. Его герой - как кряжистое дерево, которое не падает под ударами судьбы, а обрастает толстой корой, пряча под ее уродливыми буграми то, что когда-то причинило боль. А Тоня и все остальные соседи и родственники отданы актрисе Вахтанговского Евгении Ивашовой. Дюжина персонажей возникает у нее буквально из воздуха - характеры передает интонация, отточенный жест, мимолетная гримаса. Перед зрителем возникают пьяница, хам, женщины трудной судьбы, простоватый отец и мама, которая вся - одно сплошное объятие. Показывая их встречу, Тоня-Женя обхватывает себя руками за плечи, гладит, заботливо поправляет сбившуюся шапочку.

Иван Пачин применил один из излюбленных своих сценических приемов, показав "театр в театре". Тоня и Гунвальд разыгрывают события из своей жизни как спектакль для гостей кемпинга, домашнюю импровизацию. Пользуются подручными средствами, временами шепотом совещаются или берут паузы, чтобы найти нужное слово или предмет. Как, например, показать катание с горы? Тоня ставит на белую бумажную полосу табурет, ложится сверху на живот и горланит что есть мочи. Гунвальд же включает перед ее лицом вентилятор и сыплет в поток воздуха клочки белой бумаги.

"Театр в театре", с одной стороны, позволяет увлекательно пересказать реальные приключения героини, а с другой - заставляет подозревать, что они лишь плод ее воображения. Возможно, приехавшие на каникулы в Глиммердал мальчишки - лишь куклы, оживленные одиноким ребенком, а счастливый финал семейной драмы Гунвальда придуман девочкой ему в утешение. Кто в детстве не сочинял счастливый конец к грустным книжкам или фильмам?

Неслучайно примирение старика с дочерью, которую он не видел 30 лет, происходит на Пасху - в праздник, когда для верующих нет и самой смерти, а не то что земных обид, отравляющих людям их недолгую жизнь. В контексте спектакля не так важно, случилось ли это в реальности. Важно, что сила духа и фантазии победила боль.

"Сила Тони в том, что она мчится по жизни, как с горы. Врезается, набивает шишки, но когда наталкивается на что-то страшное - преодолевает свой страх, сохраняя душевную открытость. Это невероятная литература, очень важная для нашего времени, для детей и взрослых. Я вообще очень люблю книги Марии Парр. И когда мама подарила мне "Тоню Глиммердал", я захотела, чтобы появился спектакль о жизни такой щедрой и смелой девчонки - чтобы она посостязалась с героями-мальчишками", - рассказала актриса Евгения Ивашова.

В постановке сохранены основные сюжетные линии повести. Но знание текста может повредить чересчур дотошному зрителю, уведя его в сторону от художественной концепции.

"Перед нами не стояла задача буквально сделать из книги пьесу - мы искали сценический язык, способ взаимодействия со зрителем. Текст тут был вторичен. Главное, чтобы для взрослых спектакль шел на одном уровне, а дети следили за историей и видели игру, как будто бы очень простую, и понимали, что дома ее можно продолжить. Живя с фантазией, легче справляться с негативом. Если у этой истории есть успех, то он как раз в этом соединении двух пластов: когда включается свет, взрослые в слезах, а дети смеются", - отметил автор инсценировки и второй режиссер спектакля Федор Парасюк.

Особенно остро реагируют, конечно, те, кого глиммердальская история возвращает к собственным детским травмам: одиночеству, конфликту разведенных родителей, тоске по общению с близкими, которые вечно заняты своими важными делами.

"История Тони и Гунвальда дарит нам способ пережить катастрофу. Учит, что делать и как жить, когда ты все потерял, - уверен актер Сергей Быстров. - Ведь иногда мы продолжаем жить с гирей на сердце, не пуская в его болезненную зону ни друзей, ни психотерапевтов. Проникнуть в нее способен только такой пытливый, чуткий и беспощадный в своей любви человек, как Тоня. Дети в 7-10 лет готовы лезть в розетку, испытывать себя на прочность. Они на полном ходу влетают в стены, сугробы - и в людей, проживая вместе с ними их застарелую боль".