Виртуальные миры в кармане: основные тенденции в игровой индустрии в 2023 году

Аналитическая компания Data.ai (она же App Annie в прошлом) совместно с консалтинговой компанией IDC выпустили исследование, в котором попытались разобраться в новейших тенденциях игровой индустрии. Документ посвящен состоянию видеоигр за первую половину 2023 года и рассказывает о том, какие платформы наиболее популярны на данный момент, какая реклама раздражает пользователей больше всего (и, напротив, пользуется наименьшим негативным эффектом) и чего ждать от рынка в будущем. IPQuorum изучил документ и выбрал главное: информация пригодится как работникам индустрии, так и тем, кто просто интересуется видеоиграми.
Иллюстрация IPQuorum

Мобильный гейминг лидирует

Аналитики предсказывают, что потребительские расходы на мобильные игры в 2023 году достигнут $108 миллиардов. Расходы на домашние консоли возрастут на 3% и составят $43 миллиарда, во многом благодаря тому, что Sony и Microsoft увеличивают свою долю на рынке, недавно, например, Sony объявили о выходе на рынок новой версии PS5. А Nintendo, напротив, снижают долю продаж своего флагмана Nintendo Switch (в то же время она остается лидером среди портативных консолей - 129,53 млн. штук продано на момент написания текста). ПК-гейминг тоже вырастет на 4% и дойдет до $40 миллиардов, во многом благодаря возросшей популярности многопользовательских игр. В свою очередь, в ожидании новой модели Switch наблюдается падение спроса на портативные консоли, который в то же время частично стимулируется интересом к Steam Deck, портативной консоли от Valve с доступом к Steam-играм.

Азия впереди всех

Азиатские страны по-прежнему приносят основной доход. Лидером в этой области является Южная Корея, во многом потому, что в стране крайне популярен киберспорт. Одновременно есть тенденция к снижению суммы расходов на мобильные игры на 2% в сравнении с прошлым годом из-за планов об ограничении доступа к мобильным устройствам для подростков в Китае - значительная часть игроков приходится именно на этот регион. При этом в стране крайне популярны Gensin Impact и Honkai: Star Rail от китайской компании miHoYo, два мировых лидера в области мобильного гейминга, где значительная доля игроков приходится именно на Китай. Рост в азиатских странах особенно заметен на фоне падения спроса на игры в европейских странах.

Спорт и стрельба в топе

Большую популярность в 2023 году обрели игры в жанре симулятора: автомобильные (Indian Bikes Driving 3D) и спортивные (FIFA Soccer). При этом увеличился спрос на многопользовательские ролевые игры (MMORPG), не в последнюю очередь за счет успеха уже упомянутых Genshin Impact и Honkai: Star Rail. Тем не менее лидерами были и остаются многопользовательские PvP (игрок против игрока) шутеры в жанре battle royale (королевская битва), лидеры среди которых - PUBG и Fortnite. Этот жанр особенно популярен на мобильных платформах и ПК. На Nintendo Switch в топе по-прежнему остаются игры, выпущенные специально для платформы (например, The Legend Of Zelda: Breath Of The Wild). В десятке самых популярных игр для ПК половина - PvP-шутеры: Counter-Strike GO (бесплатная игра) на первом месте, на других расположились Call Of Duty Modern Warfare II, PUBG: Battlegrounds, Apex Legends и Destiny 2.

Облачный гейминг

Все большую популярность обретает "облачный гейминг" - возможность играть на любом устройстве через удаленный сервер. Показатели особенно выросли на мобильных устройствах: с 19% в прошлом до 26% геймеров в этом году. Выручка в этой области должна увеличиться более чем на 50% и составить $3,8 миллиарда в 2023, а количество MAU (ежемесячных уникальных пользователей) превысит 60 миллионов. Одновременно вновь растет популярность портативного гейминга: в свое время бустером для этого стал релиз Nintendo Switch, который на данный момент, например, является доминирующей консолью в Японии (98% игроков имеют ту или иную модель "сыча"). Новый взлет популярности консолей, которые можно носить с собой, может быть связан с продажами Steam Deck (от 8 до 11% респондентов в США, Великобритании и Германии обладают консолью Valve).

Реклама в мобильных играх

Самой популярной игрой на телефонах, обскакавшей даже Honkai: Star Tail, стала Monopoly GO - новая мобильная версия знаменитой "настолки" (45 миллионов скачиваний). Этот факт интересным образом сочетается с информацией о том, что платная реклама хорошо "заходит" именно в виртуальных настолках: на них приходится 16% успешных интеграций. В то же время основная масса рекламы по-прежнему остается во всех остальных жанрах игр, за исключением RPG и Action-игр. При этом высшие показатели успешности (80%) по-прежнему именно во второй категории. Хороший пример - нативные рекламные интеграции в Fortnite вроде "скинов" персонажей популярных фильмов и аниме.

Видеореклама всех бесит

Наименее эффективной на данный момент является баннерная реклама - 81% респондентов в США отвечают, что сталкивались с этим типом рекламы, при этом она обладает наименьшей конверсией. Однако самой распространенной и одновременно самой раздражающей формой является видеореклама: ролики, распространяющие информацию о других играх с призывом скачать/купить ее, видели 85% респондентов, и именно эта категория получает наибольшее количество дизлайков в опросах. Лучшей же формой интеграции является видеореклама с вознаграждением - rewarded video ads. Просмотры роликов, которые приносят внутриигровую валюту, видели 77% геймеров, и именно этот тип рекламы получил больше всего положительных (или, правильнее будет сказать, не отрицательных) откликов.

Изменяясь, побеждай

Наиболее перспективным направлением в разработке игр по-прежнему остается мобильный гейминг. Именно в этой нише геймеры могут найти для себя развлечения на любой вкус - от казуальных игр и симуляторов строительства до RPG с открытым миром и шутеров. В ней же - самая молодая и потому многочисленная аудитория. В то же время растет спрос на кроссплатформенные игры: например, в Fortnite играют и на ПК, и на PS/Xbox, и на Switch, а ранее играли и на мобильных телефонах, пока Google Play и App Store не удалили продукт Epic Games из своих цифровых магазинов. ЦА мобильных игр очень, простите за тавтологию, мобильна и быстро меняется: популярность игр "три-в-одном" (Royal Match) сменяется спросом на игры MMORPG (вновь вспомним успех Genshin Impact и Honkai), а потом и на настолки (Monopoly GO).

Перенасыщение рынка ведет к росту количества рекламы и, как следствие, к увеличению негатива в ее отношении (и, как следствие, ко всей игровой индустрии). Лучшие результаты в итоге показывают наиболее креативные компании, которые оперативно следят за изменениями в индустрии, принимая во внимание все возможные факторы - от демографического положения до обстановки в каждом конкретном регионе. Именно быстрое реагирование на смену настроений и стремление изобретать новые форматы распространения информации о продукте (особенно в сфере нативной рекламы) выводит самых "быстрых" игроков в топ продаж. Второй важный залог успеха - отсутствие страха перед освоением новых площадок - от все тех же мобильных платформ до облачного гейминга.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.