"Маэстро принимал только один вариант прощания - музыка. Он как будто сам выбрал нас", - рассказала корреспонденту "Российской газеты" художественный руководитель и главный дирижер Российско-китайского оркестра (с российской стороны) Виктория Добровольская.
В концерте принимали участие любимые музыканты Юрия Темирканова. Среди них флейтистка Олеся Тертычная. Она поступила к Темирканову, в оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии, в 1999 году, будучи еще студенткой 2-го курса. Это было исключением из правил, поскольку обычно в оркестр принимали только после окончания консерватории. "С тех пор она была его любимой флейтисткой, и он поручал ей самые сложные и любимые соло. Всегда с восхищением отзывался о ее игре, - вспоминает Виктория Добровольская. - В ее жизни он тоже всегда был главным человеком, определившим весь ее музыкальный путь и все ее представления о музыке".
Еще одним участником концерта 2 ноября стал скрипач Илья Козлов. Юрий Темирканов часто дирижировал концерт Прокофьева № 2 для скрипки с оркестром, и все эти годы Илья Козлов обычно сидел справа от него концертмейстером вторых скрипок. "Илья работает в оркестре с 2008 года и являлся стипендиатом премии Темирканова. В этот вечер он исполнял этот концерт в качестве солиста. Работа в оркестре с Юрием Хатуевичем также сформировала его представления о том, как это должно звучать", - отметила Добровольская.
Всемирно известный скрипач Михаил Гантварг, который в 2013 году и познакомил ее, тогда еще начинающего дирижера, со своим другом Юрием Темиркановым, волею судьбы тоже оказался в списке солистов этого концерта, ставшего посмертным приношением музыкантов таланту народного артиста.
Масштаб личности Юрия Темирканова оказал большое влияние на ее собственную творческую биографию, признается Виктория. "Это был человек, на которого я всю жизнь равнялась, к уровню которого пыталась приблизиться, и все этапы моего дирижерского становления были полностью ориентированы на него", - говорит Добровольская. Работая преподавателем Харбинской консерватории и главным дирижером международного оркестра консерватории, она привозила туда видеозаписи абсолютно всех репетиций и выступлений Темирканова, использовала их для обучения китайских студентов, а возвращаясь в Петербург, приходила на концерты Темирканова, который всегда был готов ответить на любые вопросы коллег. "Я просила у него профессиональных дирижерских или человеческих советов, и он никогда не отказывал, всегда находил время, чтобы выслушать и подсказать. Для меня это главный музыкальный ориентир всей моей жизни", - говорит Виктория Добровольская.
Так случилось, что в день ухода маэстро она оказалась за тем самым дирижерским пультом, откуда многие годы руководил оркестром Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. По словам Добровольской, когда концерт Российско-китайского оркестра еще только готовился, она планировала показать его видеозапись маэстро. Ведь он был в курсе всех этапов становления этого необычного музыкального коллектива, которым руководят две женщины-дирижера. Но сбыться этому было уже не суждено.
Музыканты, узнавшие о смерти Темирканова буквально за пару часов до концерта, сделали все возможное для того, чтобы их выступление оказалось достойным памяти прославленного дирижера. "Мы все в тот день играли для него, мы прощались с ним каждым звуком. Конечно, мы не ожидали, что именно нам выпадет миссия играть сразу же после трагической вести. Для российской части нашего оркестра он был кумиром, отцом, и великим музыкантом, и жизненным ориентиром, и просто человеком, определившим жизненный путь каждого из нас", - поделилась Виктория Добровольская. Для выступавших в этот день в Петербурге китайских музыкантов Юрий Темирканов тоже значил невероятно много, и они разделили с российскими коллегами боль утраты.
Добровольская видит особый символизм в том, что в Большом зале филармонии в этот день оказались близкие Темирканову люди. "Это выпало именно на тот день, когда мы там были. Для меня это знак, что он хотел попрощаться с нами со всеми, кто играл этот концерт, именно так. Он не любил траурные церемонии, не любил гнетущей атмосферы, он любил музыку", - добавляет дирижер.
...Концерт 2 ноября открывало произведение Антонио Вивальди "Ночь". "Его средняя часть как будто выбрана специально для прощания, она просто создана для этого. И мы, начав играть, подумали - значит это та форма, в которой он хотел попрощаться с нами. Он выбрал нас, значит мы должны сыграть хорошо. Мы понимали, что в этот вечер играем только для него", - рассказала Виктория Добровольская.
Хор в этот день пел Gloria in excelsis Deo ("Cлава в вышних Богу") Вивальди. Этот номер дирижировала Чжэн Тунжо, художественный руководитель и главный дирижер Российско-китайского симфонического оркестра (с китайской стороны).
"Мы обе считаем, что Gloria - это самое лучшее и подходящее для прощания с маэстро произведение. Потому что "Глория" - это слава, это как раз все то, что связано с Темиркановым. И "Cлава в вышних Богу" - лучшие слова для прощания с маэстро", - подытожила Виктория Добровольская.