Василий Михайлович, недавно вступили в силу поправки в Кодекс административного судопроизводства, инициированные Верховным Судом России. Некоторые эксперты называют их революционными. Новые правила уже работают?
Василий Волошин: Да.
Честно? Судьям не потребовалось никаких особых напоминаний?
Василий Волошин: Не потребовалось. Административное судопроизводство и его активное развитие - это закономерный этап судебной реформы, связанный, прежде всего, с принятием в 2015 году Кодекса административного производства (далее - КАС РФ). С его введением была упорядочена законодательная и правовая база для разрешения административных споров, расширилась компетенция судов, оформилась специализация судей, рассматривающих дела указанной категории.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, подводя итоги работы судов за 2022 год, отметил рост рассмотренных административных дел на 17% в сравнении с 2021 годом.
Так что совершенствование процессуальных процедур и новации судопроизводства - это следствие фундаментальных преобразований в рамках судебной реформы.
Какие новации вы выделяете особо?
Василий Волошин: Новаций достаточно много, и, по существу, все они направлены на расширение доступа к правосудию. Например, законодательно закреплено право суда самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников.
Из каких именно?
Василий Волошин: Из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Странные полномочия, согласитесь: самостоятельно гуглить информацию. Зачем было вводить такую норму?
Василий Волошин: В КАС РФ, в отличие от других процессуальных кодексов, закреплена активная роль судов при реализации принципов состязательности и равноправия сторон. Участие суда в получении доказательств может быть востребовано, если административные ответчики не заинтересованы в их предоставлении либо умышленно затягивают судебный процесс.
Надо пояснить: административные ответчики - это чиновники или государственные ведомства.
Василий Волошин: Новации, касающиеся административного судопроизводства, расширяют правовые возможности участников судебного разбирательства, а также позволяют повысить оперативность и уменьшить процессуальные издержки. Предусматривается обязанность суда в судебном заседании информировать стороны о получении необходимых для разрешения спора сведений тем способом, о котором идет речь, и предоставлять лицам, участвующим в деле, право приводить свои доводы и предъявлять иные доказательства.
В каких случаях судьям может потребоваться самостоятельно заглянуть в интернет?
Василий Волошин: По многим категориям административных дел суды сталкиваются с необходимостью получения сведений из общедоступных источников. Например, по делам об оспаривании действий органов принудительного исполнения суды имеют возможность использовать и уже используют сведения, содержащиеся на сайте ФССП России; по земельным спорам - данные Публичной кадастровой карты; для применения индексации возможно получение информации Росстата об индексе потребительских цен и т.д.
С момента начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции прошло четыре года. На Ваш взгляд, каковы результаты этой работы, что содержательно изменилось в судебной системе за прошедший период?
Василий Волошин: Новеллы законодательного реформирования судоустройственной и судопроизводственной деятельности, наблюдаемые нами, имеют огромное значение. В современной истории система судов общей юрисдикции еще не претерпевала столь кардинальных изменений.
Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, созданные по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, официально начали свою деятельность с 1 октября 2019 года. Вместе с тем, решение о создании и образовании судов было принято в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года, поэтому сегодня, в сентябре - октябре 2023 года мы можем говорить о пятилетнем "юбилее" новых российских судов.
О необходимости создания проверочных судебных инстанций, отделенных от региональных судов, сказано и написано немало. Концепция окружных судов была призвана вывести отправление правосудия на новый уровень, укрепить независимость судебной власти.
Оценивая динамику развития и подводя краткий итог, с уверенностью можно сказать, что вновь созданные суды себя оправдали. Рост обращений граждан и организаций в кассационные суды говорит о том, что спорящие стороны знают свои права и активно пользуются ими.
Чаще ли новые кассационные суды отменяют решения нижестоящих инстанций (по сравнению с тем, что было раньше)?
Василий Волошин: Внедрение института сплошной кассации, основанной на обязательном рассмотрении кассационных представлений и жалоб в судебном заседании, обеспечивает максимальную полноту и качественную проверку судебных решений. Именно такой механизм был изначально заложен в идею сплошной кассации, разработанной и поддержанной Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Михайловичем Лебедевым. Осталась и так называемая "выборочная кассация", подразумевающая предварительную единоличную проверку ранее вынесенных решений по кассационным представлениям и жалобам. Указанный процессуальный институт также позволяет выявлять судебные ошибки, следствием чего становится пересмотр судебных актов. Для этого и создавались проверочные судебные инстанции.
Немного статистики для сравнения: в 2020 году было удовлетворено 13,6% жалоб по гражданским делам, почти столько же - 13% по уголовным делам, 12% и 11,5% - по административным делам и делам об административных правонарушениях соответственно.
В 2022 году удовлетворено 16% жалоб по гражданским и по уголовным делам, 12% и 17% - по административным делам и делам об административных правонарушениях.
Ориентируясь на средний показатель по стране, количество удовлетворенных жалоб и представлений возросло на 8-10%, в сравнении с дореформенным периодом.
Вы как-то работаете с этой статистикой? Корректируете ли практику?
Василий Волошин: Нами ведется постоянная работа по обобщению складывающейся практики. Бюллетень судебной практики ежеквартально рассылается в региональные суды. Одной из ключевых задач является реализация правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации с тем, чтобы судебная практика на территории кассационного судебного округа соответствовала разъяснениям высшей судебной инстанции по вопросам применения правовых норм.
Жалоб в какой сфере больше всего? По каким вопросам чаще всего приходится поправлять нижестоящие судебные инстанции?
Василий Волошин: В 2022 году в Третий кассационный суд общей юрисдикции поступило свыше 45 000 жалоб, что почти на 3 000 больше, чем, к примеру, в 2020 году. Больше всего кассационных жалоб, в абсолютном значении, поступает и рассматривается по гражданским делам. Однако за прошедшее время мы наблюдаем устойчивый рост жалоб по административным делам и по делам об административных правонарушениях. В частности, в 2022 году в суд поступило 3578 жалоб по административным делам, т.е. на 21% больше в сравнении с 2021 годом и на 48% в сравнении с 2020 годом.
Что делать, если чиновники не будут исполнять решение суда?
Василий Волошин: В практике возникают случаи, когда государственный орган длительное время не исполняет судебное решение, например, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей. Теперь у взыскателей есть два эффективных инструмента для защиты - требование об индексации и судебный штраф.
Индексация присужденных денежных сумм возможна в судебном порядке, по заявлению взыскателя. Для расчета используется информация Росстата об индексе потребительских цен. Само заявление, по общему правилу, должно быть рассмотрено в течение десяти дней, без проведения судебного заседания и без извещения сторон, но в случае необходимости суд может вызвать стороны и провести судебное заседание с их участием.
А в каких случаях будет назначаться судебный штраф? Поможет ли он исполнению судебных решений?
Василий Волошин: За неисполнение или несообщение об исполнении судебного акта органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами, организациями, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими и иными лицами, наделенными публичными полномочиями, судом может быть наложен судебный штраф. Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт. Однако нужно учитывать, что суд будет не вправе налагать штраф, если выяснится, что руководителями органов и организаций направлялись предложения о выделении бюджетных средств, но они не были удовлетворены. Такое ограничение прямо предусмотрено законом.
Скажите несколько слов о формировании Третьего кассационного суда общей юрисдикции, что запомнилось, закончен ли этот процесс сегодня?
Василий Волошин: Создание кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, помимо изменений процессуального характера, повлекло за собой необходимость решения широкого круга других вопросов: материально-технического, организационного обеспечения, формирования судейского корпуса и аппарата суда.
Образование суда происходило на наших глазах буквально с нуля, начиная с поиска здания, проведения ремонта, подбора кадров, формирования и организации делопроизводства, принятия внутренних нормативных актов, регламентирующих деятельность суда, организации судопроизводства в судебных коллегиях.
На сегодняшний день штатная численность Третьего кассационного суда общей юрисдикции составляет 80 судей, процесс комплектования планомерно продолжается.
Третий кассационный суд общей юрисдикции располагается в бывшем Воронцовском дворце, построенном по проекту архитектора Франческо Растрелли в стиле "русского барокко", и по праву считается одним из самых красивых зданий XVIII века в Санкт-Петербурге.
Комплекс зданий Воронцовского дворца передан в оперативное управление Третьему кассационному суду общей юрисдикции в марте 2019 года, после чего в короткий срок был проведен капитальный ремонт, созданы все необходимые условия для работы новой судебной инстанции. Историческое здание обрело новую жизнь и современные интерьеры.
Также хочу отметить, что в 2020-2021 гг., в условиях пандемии, суд ни на один день не прекращал рассмотрение кассационных жалоб. Напротив, такая работа значительно расширила сферу применения электронных технологий, которые и сейчас активно используются в судебной деятельности.
На прошедшем X Всероссийском съезде судей высказывались различные предложения по унификации процессуальной деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, по ускорению судопроизводства, оптимизации работы по составлению судебных актов, протоколированию судебных заседаний и т.д., что позволяет прогнозировать характер дальнейших изменений в нашей работе и в судебной системе в целом.