Различают две основные их категории. Первая - это всевозможные смазочные материалы, которые используются внутри оборудования: в узлах трения, гидросистемах, направляющих и т.д. Вторая - смазочные материалы, которые применяются в технологических процессах: фрезеровке, точении, сверлении, штамповке и т.д. Это смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), масляные или водные, которые подаются на резец или саму деталь, чтобы снизить трение и охладить металл в процессе работы. Их использование позволяет существенно увеличить срок службы инструмента. Если использовать технологическое оборудование без смазочных материалов, скорее всего, оно либо вообще не будет работать, либо проработает недолго из-за ускоренного износа поверхностей.
Ассортимент смазочных материалов постоянно расширяется, рассказали "РГ" специалисты Научно-производственного предприятия "Полихим" (Санкт-Петербург). Это связано как с появлением нового оборудования, так и с увеличением его количества и с постоянным усовершенствованием.
- Смазочные материалы находят широчайшее применение в металлургии и машиностроении - прокатных станках, прессовом оборудовании, станочном парке, где постоянно происходит модернизация процессов, - прокомментировал директор по развитию Денис Виноградов. - За 20-30 последних лет число станов с числовым программным управлением (ЧПУ) многократно возросло, появились новые трубопрокатные станы, прессы и т.п. Разное оборудование требует разных смазочных материалов. Если прежде на горячих процессах работали в основном на масляных или масло-графитовых смазках, то сегодня очень многие производственные процессы рассчитаны на воднографитовые, безграфитовые и синтетические составы, которые не горят, легко разводятся водой.
Но не секрет, что на наших предприятиях еще хватает оборудования, произведенного десятилетия назад. Некоторые предприятия просто списывают такое оборудование в металлолом и заменяют его новым. Но сразу заменить много станков более современными - задача непростая, особенно в условиях экономических санкций. Поэтому большинство предприятий все-таки старается максимально продлить срок службы оборудования.
Современные смазочные материалы позволяют сделать это - и не только увеличить его производительность при небольших вложениях, но и значительно снизить процент брака.
Постоянно совершенствуются и сами смазочные материалы - с учетом каждого вида оборудования и каждого технологического процесса от горячей штамповки до литья под давлением и т.д. Отечественные смазки пользуются спросом не только на рынках ближнего зарубежья, но и в странах Азии и даже Европы.
Разработка новых смазочных материалов не в последнюю очередь связана и с современными требованиями к экологии. И не только потому, что отработанные масла надо как-то утилизировать, но и с заботой о здоровье людей. Современные смазки обеспечивают и чистоту рабочего места, и безопасность - водографитовые составы практически не дают дыма, то есть экологически чистые. Кроме них сегодня используются и сухие смазочные составы, сухие концентраты, которые разбавляются водой, и т.д.
Но и ассортимент составов на масляной основе постоянно расширяется - есть масла индустриальные, гидравлические, компрессорные и т.д. К ним также предъявляется ряд особых требований, которые учитывают производители. Растет также и объем знаний о современных смазочных материалах, что необходимо при подготовке инженерных и технических кадров.
- Немаловажен и экономический аспект применения смазок, - рассказал "РГ" коммерческий директор компании Геннадий Митько. - Каждый инструмент имеет определенные нормативы расхода смазочных материалов. От этого зависит и срок его службы. Например, если в процессе штамповки или проката используется правильная смазка, срок службы штампа или оправки позволит произвести тысячу-две деталей, а без смазки - всего 300-500. А стоимость инструмента - это одна из основных затрат в стоимости готового изделия.
В недалеком прошлом крупные зарубежные корпорации, которые выпускают множество смазочных материалов, легко вошли в нашу страну и заняли большую нишу рынка из-за утраты потенциала отечественных предприятий и системы подготовки кадров специалистов. Тогда множество научных институтов и производств российской химической индустрии было просто закрыто, хотя до этого наши предприятия выпускали большой объем продуктов, используя отечественное сырье и обладая серьезными компетенциями. Сегодня перед химическими производствами, специализирующимися на выпуске смазочных материалов, стоят масштабные задачи по импортозамещению. И российские производители смазок уверенно возвращают утерянные позиции.
Однако они столкнулись с тем, что нашим предприятиям стала недоступна значительная часть высококачественного сырья, в том числе европейского. А в России отдельные виды продукции высокопроцентного нефтяного передела (высококачественные эфиры, нафтеновые масла и др.) вообще не производятся. Задача наладить их выпуск стоит очень остро. Однако произвести многие продукты частным компаниям, даже обладающим значительными ресурсами, сложно. Это требует больших инвестиций и четкой стратегии развития производства. По мнению экспертов, решить эти проблемы могла бы государственная программа, в которой были бы обозначены перспективы будущего спроса и развития рынка в целом.